Сразу две интересные находки обнаружены недалеко от Северной столицы. Курсанты академии МЧС обнаружили самолёт Ил-2 времён Великой Отечественной с останками пилота. Чуть раньше поисковики раскопали личные вещи немецких солдат

В лесах под Петербургом до сих пор регулярно находят "материальные свидетельства" военного времени. Занимаются этим не только "официальные" археологи, но и поисковики-общественники. В конце сентября стало известно, что им удалось обнаружить, пожалуй, самый необычный "клад" за последнее время.

Ментол и "Шипр"

На самом деле – это не "клад", а редкая находка, уточняют поисковики. Парфюмерия, бритвенные принадлежности, посуда, лекарства, расчёски, зубные щётки – всем этим пользовались солдаты немецких войск.

– Кроме этого, в схроне была помада из Франции и даже латунная пудреница брендовой фирмы "Тоско", – рассказывает Metro участник экспедиции Павел Герман. – Парфюмерия того времени – редкая находка: как правило, флаконы находим пустыми, а в этом случае они были с содержимым. Ароматы были разные – с привкусом ментола и резкие, как советский "Шипр". Больших денег находка не стоит. Важны сам факт и редкая возможность почувствовать аромат того непростого времени.

Вещи связисток
По всей вероятности, личные вещи немецкие солдаты спрятали при поспешном отступлении. Поисковики склоняются к тому, что все они принадлежали женскому подразделению вермахта.

– Там были подошвы и каблуки женского размера, да и парфюмерия наводит на догадки. Также обнаружены станки для бритья и помазки. Я где-то читал, в те времена немки уже брили себя в интимных местах. Думаю у немцев на войне были связистки, переводчицы и медики. Как и у нас, – говорит Павел.

Вопрос этики

Эксперты, впрочем, к таким находкам относятся без воодушевления.

– При раскопках подобное  встречается нередко: город был окружён немцами, у всех были личные вещи. На самом деле – это вопрос этики. У нас много коллекционеров таких вещей, но по понятным причинам они свои пристрастия не афишируют: это вещи врагов-захватчиков, а фантомная память о трагедии Великой Отечественной ещё очень сильна, – говорит петербургский искусствовед Елена Карабутова. – Чаще всего эти предметы "нелегальны" – это чёрный антикварный рынок.