Екатерина, расскажите, что вдохновило вас выбрать профессию педагога?

- Изначально выбор был основан на примере моей мамы, которая работала учителем в начальных классах. Когда я пошла в школу, она как раз взяла под руководство параллельный класс – класс коррекции, как тогда он назывался. Там были ребята с ограниченными возможностями здоровья.

После того, как у меня заканчивались уроки, я шла к маме в кабинет и тихонько сидела на последней парте, делала домашнее задание и смотрела, как она учила детей с особенностями развития. А у нее в классе действительно были самые разные дети. Как и в любой школе, у нас была какая-то разница между классами – посильнее и послабее. И мы, будучи ещё первоклассниками, знали, что как раз мамин класс "В" немножко слабее по результатам, а у детей там есть особенности.

Но в то же время, когда я сидела у них на уроках и видела, как они работают, мне не казалось, что эти ребята какие-то другие. Я видела всё изнутри и несмотря на то, что я была маленькой, возникал диссонанс между общим мнением и тем, что я видела своим глазами внутри детского коллектива. Наверное, отчасти это и наложило свой отпечаток на выбор профессии в дальнейшем.

Окончательно определиться, конечно, помогло и мнение мамы, которая при выборе вуза предложила один из лучших университетов страны – РГПУ им. Герцена. Тогда там был факультет коррекционной педагогики. Сейчас это институт дефектологии.

В какой момент вы по-настоящему осознали всю ответственность и сложность профессии, которую выбрали?

- Помню свои ощущения от первых практик на третьем курсе в университете – это были воспитательные практики в центре реабилитации и в школе для детей с умственной отсталостью. В школе были дети с лёгкими нарушениями, а в реабилитационном центре – ребята, которые находятся в более тяжелой ситуации, некоторые из них не вставали с кровати. Получился контраст. И он ярко показывал, каких детей можно и нужно обучать.

Я думаю, что тогда наши ребята, кто обучался на третьем курсе, и сделали выбор, с какой категорией детей они хотели бы работать.

В момент, когда ты увидел все грани своей будущей профессии, и приходит осознание, правильный или неправильный выбор сделан. Если возникает шок или жалость к детям, – это сигнал к тому, что не стоит продолжать в этой специальности. Должно появиться ощущение, что ты можешь, а главное – хочешь помочь им. Не эмоциональное, а более осознанное чувство.

Я помню и себя, и своих одногруппников – у нас действительно были разные реакции. И, наверное, та наша первая реакция на детей с особенностями и показывала, кто будет дальше работать по специальности, а кто – нет. Это и есть отправная точка: непосредственно встреча с детьми и осознание, твоё это или не твоё.

Неужели дальше не было страха, и ни разу вы не столкнулись с эпизодом, после которого хотелось что-то поменять в карьере?

- Я однозначно закрыла для себя вопрос о том, хочу ли я заниматься именно этим делом, как раз тогда, преодолев первое препятствие. Больше не было дилемм: оставаться работать или уходить.

Для себя я разделяю профессиональную историю до третьего курса и после. Если поначалу имели место сомнения, ведь мы всегда были в аудиториях и все вопросы изучали только теоретически, то, когда начались именно практики, всё стало понятно. Мы начали изучать методики и работать непосредственно с детьми, у нас было достаточно много практик на 3-5 курсах, – там сомнений больше не было.

И когда я начала полноценную работу в детском саду, в школе – сомнений тоже никогда больше не было.

Какие моменты в работе всегда напоминают вам, что вы все делаете правильно и находитесь на своем месте?

- Наверное, сразу хочу отметить классное руководство. У меня были ребята, которые сейчас уже закончил школу. Те несколько лет, что я была их классным руководителем, мы постоянно были на связи и с детьми, и с родителями. Мы по-настоящему жили всем классом. Это были непростые времена, но в то же время, они оставили мне одни из самых счастливых воспоминаний, связанных именно со школой. Потому что дети стали частью моей жизни, я была с ними максимально близко, как говорят, на связи в режиме 24/7.

Мы со многими ребятами из того выпуска продолжаем общение. Они уже взрослые – им по 20 лет. Мне очень приятно, когда они рассказывают о себе, о своих успехах. Многие из них закончили колледжи, уже работают. Приходят в школу просто попить чай, пообщаться. Мы всегда их здесь ждём – они могут прийти без предупреждения. Конечно, поддерживаем связь и в социальных сетях. Когда дети приходят, говорят: "Подпишитесь на мой Tik Tok", – конечно, я подписываюсь.

Вспоминаются и какие-то маленькие моменты, когда ребенок просто приходит с конкретной просьбой. Вы беседуете, разбираете вопрос, который его волнует, пытаетесь вместе найти ответы. А потом он приходит и делится эмоциями. Рассказывает, что последовал совету или нашел другой выход, но у него всё получилось.

На самом деле, это особенность воспитательной работы – очень сложно сказать, что же ты сделал для того, чтобы затронуть душу ребенка. Это эфемерная вещь, но её можно прочувствовать. И главное – дети тоже могут её прочувствовать.

Говорят, что каждое поколение детей отличается от предыдущего. Распространяется ли этот тезис на особенных детей?

- Особенные дети точно развиваются по тем же законам развития личности, как и все остальные дети и подростки. Под влиянием всех тех же социокультурных факторов, что вокруг каждого из нас. Они могут столкнуться с теми же проблемами.

Но педагогу-дефектологу всегда нужно понимать, какие особенности развития есть у конкретного ребенка. И делать преломление еще и на них. Получается такой своеобразный калейдоскоп. Точно известно, что он повернется именно в эту сторону, но рисунок каждый раз будет другой, уникальный. Здесь педагогу прежде всего нужно подключать все свои знания об особенностях конкретной группы детей. Только тогда возможно наладить диалог.

Например, у ребёнка с нарушением зрения будут те же подростковые проблемы, что и у его сверстников, но на них будут накладываться еще и особенности его здоровья, трудности восприятия материала, сложности в межличностных отношениях. А ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата тоже может и будет дружить, проявлять привязанность, уделять внимание противоположному полу.

Педагогу в таком случае, прежде всего, необходимо помочь ребенку обернуть то, что он может счесть своими недостатками, в достоинства. При этом, помогать не только одному ребенку индивидуально, но занимаясь и с группой таких детей, и с группой, где есть дети из обычных общеобразовательных школ.

В чём главная задача работы современного педагога-дефектолога, насколько сложно в нынешних реалиях быть гибким учителем и всегда соответствовать запросам учеников?

- Для педагога-дефектолога важны все те же ценности и умения, что и для обычного учителя. Но важно уметь делать то преломление на особенность каждого ребенка, о котором я сказала выше. Здесь учитель должен смещать акцент на понимание, принятие и работу с окружением – на это уходит много сил. Нельзя сказать, что это создает проблему. Особенности развития могут усложнять работу в конкретном случае, но придают ей уникальный эмоциональный фон.

Чем отличается работа с родителями особенных детей? Насколько важно для успехов ребенка выстроить с ними хороший контакт?

- Работа с родителями как в коррекционной, так и в общеобразовательной школе – штука непростая. Но в нашем случае хорошо выстроенные отношения с родителями – это почти 50% успеха работы с ребенком.

Ведь родители детей с особенностями постоянно с ними и они постоянно сталкиваются с теми же трудностями, что и их дочери или сыновья. Они как никто другой знают их особенности и включены во взаимодействие с детьми на протяжении каждого дня на многие годы. Родители знают правильные ключи к поведению ребёнка, хотя зачастую могут и не осознавать их.

При работе с грамотным педагогом все эти моменты структурируются, становятся яснее. Где-то специалист может подсказать, как работать с процессом, с которым родители сталкиваются ежедневно, дать некий инструментарий.

Наша работа с ребёнком не должна останавливаться после того, как он выходит из школы. Ведь эффект от приложенных усилий и скорость развития напрямую зависят от того, как в тандеме будут работать педагог и родитель. Нужный результат можно получить только при условии, что и за пределами класса и школы ведётся большая грамотная работа. Это и про выполнение домашнего задания, и про обучение простым моментам в бытовой жизни.

С родителями нужно быть настолько же близким, как и с ребёнком.

На что, на ваш взгляд, необходимо делать акцент в работе с особенными детьми, чтобы они могли раскрыть свой потенциал?

- Дополнительное внимание педагога при работе с детьми с особенностями развития обосновано и необходимо. Наличие малой комплектации в классах, дополнительные ставки педагогов, тьюторское сопровождение – всё это обосновано именно тем, что ребенок требует постоянного внимания. Его скорость развития и эффект от обучения и воспитания повышаются от количества квалифицированного педагогического внимания и помощи.

Роль педагогов здесь очень высока в том, чтобы в течение дня, во время обучения, перемен, внеурочной деятельности, – в момент, когда ребенок пробует разные виды деятельности, – проявлять внимание не только к разным пробам, профессиональным или творческим, но и к мелочам, которые происходят здесь и сейчас. Смотреть, к чему ребёнок тянется, и что его интересует.

Возможно, тут нужна какая-то гибкость и мобильность педагога для того, чтобы даже в незначительном моменте найти тот самый крючок – понять, что ребёнку в дальнейшем может быть интересно. Так, если смотреть поверхностно, можно подумать, что ребенок ничем не заинтересован.  А можно присмотреться и подметить, что он любит украшать лист, на котором пишет, каким-то рисунком, и рисунок этот у него хорошо получается. Можно попробовать предложить ему перенести этот рисунок на какую-то поделку, кружку. И так вовлечь ребенка в творчество.

Такие маленькие детали нужно подмечать и пытаться внедрить их в дальнейшую, возможно, даже профессиональную жизнь ребенка. То есть сделать акцент на том, что кто-то другой мог бы и не заметить. Это про то самое повышенное педагогическое внимание к каждой минуте, проведенной с ребенком.

А так ли важно дать детям какие-то конкретные знания по школьной программе?

- У нас обучение строится на том, чтобы социализировать детей – это очень важно для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Да, есть вероятность, что ребёнок никогда не будет решать сложные уравнения с переменными. Но мы сможем дать ему инструменты для того, чтобы в дальнейшем он чувствовал себя полноценным членом общества, имел навыки, которые помогут ему выстроить профессиональную жизнь. Мы научим его общаться с другими детьми и взрослыми, выстраивать отношения в дальнейшем без дополнительной помощи.

Конечно, мы не приуменьшаем значение обучения, воспитания и развития ребёнка. Но научить его находиться в социальном пространстве и чувствовать себя в нем комфортно – одно из важнейших направлений, которое нужно реализовывать при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Кажется, что тут готовность общества принимать людей с особенностями развития не менее значима – готовность дружить с ними, строить отношения?

- Сегодня уровень просвещённости намного выше. Дети намного больше знают о том, какие бывают особенности развития у их сверстников и как вести себя в общении с другими ребятами. Яркий тому пример – ресурсные классы в школах, где обучаются дети с расстройствами аутического спектра. Здесь обычных ребят учат правильно реагировать на действия детей с особенностями, рассказывают о нюансах их поведения. Это позволяет значительно поднять уровень просвещения сегодняшних школьников.

Чтобы продолжить менять ситуацию к лучшему, в первую очередь необходимы активное просвещение и различные социальные истории в СМИ и соцсетях.

Люди должны находиться в информационном поле, в котором говорят о жизни особенных ребят, об их реализации. О том, что с ними можно и нужно общаться, и порой очень интересно.

Ведь всё это показывает, что эти ребята – часть нашей жизни. Что они такие же полноценные члены общества, что и все остальные. Они хотят и могут самореализовываться.

Какие качества в вас развивает работа с особенными детьми?

- Наверное, благодаря этому я становлюсь более внимательна к людям. Я учусь не только слушать человека, но и смотреть на его реакции, эмоции, движения. Работа с особенными детьми помогает развить более высокий уровень эмпатии и толерантности.

Кстати, развить его как внутри себя, так и в обществе. Вероятно, мои друзья никогда бы не задумались о тех проблемах, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья, если бы я не старалась пояснить какие-то моменты. Теперь бывают ситуации, когда они сами просят помочь разобрать ситуацию, в которой оказались.

Я стараюсь донести до близких, что, например, ребёнок, который кричит в вагоне метро, совсем не обязательно плохо воспитан. Это может быть ребёнок с аутизмом, и такая реакция – его естественная реакция на внешние раздражители. Его мама в этот момент может тоже находиться в стрессовой ситуации, не стоит делать ей замечания. Она всё понимает. В этот момент внешняя поддержка окружающих, пусть просто одобрительный взгляд, будет для неё много значить.

Если вас попросят рассказать, почему ваша работа – самая важная на свете, что вы скажете?

- Мне кажется, что мы все стремимся быть современными людьми и жить в обществе таких же современных людей. А маркер современного общества – это гуманность и толерантность. Принятие кого-то, кто от тебя отличается, и совершенно не важно по каким признакам.

Моя работа – делать наше общество именно таким – гуманным и толерантным. А что может быть прекраснее работы по созданию современного общества и современного человека?