В рамках Культурного форума, который пройдёт 15–17 ноября в Петербурге, состоится открытие выставочного проекта "В главных ролях. Кукольные эксперименты "Союзмультфильма", приуроченного к 65-летию кукольной анимации. В преддверии события Metro пообщалось с председателем правления киностудии Юлианой Слащевой

В рамках Культурного форума состоится открытие выставочного проекта, приуроченного к 65-летию кукольной анимации. Расскажите, что интересного будет представлено на выставке и почему петербуржцам стоит ее посетить?

Это будет очень интересная выставка. Гости увидят "звезд" кукольных лент из "золотой коллекции" Союзмультфильма - Чебурашку, Крокодила Гену, девочку из "Варежки", Удава, Мартышку, Слона, Попугая и многих других героев детства, а также уникальные документальные хроники и фотоматериалы об искусстве stop-motion анимации.

Встреча с персонажами любимых мультфильмов – это всегда событие. Кукольная анимация, помимо своей трудоемкости  (1 минута такого мультфильма снимается месяц) невероятно привлекательна как своего рода волшебное действо – кто из нас в детстве не мечтал "оживить" любимые игрушки – а тут этот процесс происходит на экране. Это своего рода таинство, к секретам которого можно прикоснуться, посетив выставку.  

 Новые серии "Простоквашино" собрали неоднозначную реакцию. Более того, она была в некотором роде предсказуемой (в основном от тех, кто вырос на классических сериях). Как вы отнеслись к комментариям зрителей, что для себя вынесли? Как-то авторы работают с этой обратной связью?

Вы знаете, сейчас к 7-й серии мы уже практически не наблюдаем негативных комментариев. Наоборот, каждый эпизод набирает миллионы просмотров в Youtube и зрители (преимущественно их самая юная часть) пишут, как они ждут каждую серию, обращаются к любимым персонажам.

Волна неоднозначных оценок пилотной серии была ожидаема – новое "Простоквашино" было обречено на сравнение с фильмом 80-х. Вместе с тем, мы делаем другой сериал: используется очень похожая, но всё же иная стилистика рисовки, герои существуют в современных реалиях. Старое и новое "Простоквашино" - родственники, но отнюдь не "двойняшки", и мы рады, что зритель в итоге принял новых героев и с интересом следит за развитием событий. Об этом, кстати, говорят и ТВ рейтинги – они у "Простоквашино" оказались значительно выше, чем даже мы предполагали. Сериал был объявлен самым популярным фильмом в сентябрьском эфире детского телеканала "Карусель". Только за первые премьерные выходные "Простоквашино" посмотрели более 2 миллионов зрителей.

Сейчас много обсуждают продолжение других классических мультфильмов – к примеру, “Карлсона”. Почему вообще возникла тема сиквелов/ремейков? Авторы, я уверен, прекрасно понимают, что тягаться с классикой (а сравнивать будут точно) невозможно.

Что касается нового "Простоквашино", то этот проект был нужен "Союзмультфильму" для того чтобы, оставаясь узнаваемым, заявить о себе в новом качестве.

При этом, мы очень бережно отнеслись к образам героев – авторы изучали их характеры, погружались в образы, постоянно уточняли рисовку. Важно было не сделать ремейк старой трилогии, а, как я уже сказала, создать новый фильм, не пытаясь с картографической точностью воспроизвести прежние реалии.

Хочу заметить, что запрос на продолжения – не наша инициатива. В частности, с предложением снять нового "Карлсона" выступили наследники Астрид Линдгрен. Сейчас мы продолжаем переговоры со шведской стороной и находимся в поиске инвестора.

В целом, несмотря на множество негативных реакций на первую серию нового Простоквашино, в обществе существует большой запрос на продолжение историй с полюбившимися персонажами. Мы получаем сотни писем и сообщений от зрителей, которые просят нас снять продолжение того или иного мультфильма. Но, сами мы это инициировать не будем, мы производим много новых мультипликационных проектов для детей и в части продолжения "золотой коллекции" будем реагировать на запросы зрителей или предложения авторов.

Насколько советские бренды живучи? В том плане, что мы, люди за тридцать, на них выросли. Их знают и нынешние дети, но советская классика всё больше уходит на второй план на фоне нынешних мультфильмов вроде “Фиксиков”. 

Действительно, современные дошколята не засматриваются Чебурашкой и Винни Пухом. Отчасти это еще и потому, что киностудия долгие годы находилась в состоянии "застоя" и никак не поддерживала продолжение жизни этих персонажей, не выпускала новых мультфильмов в современных анимационных техниках. Вот вперед и вышли другие герои. При этом визуальное восприятие современных детей несколько иное, чем было у нас. Поэтому, для того, чтобы заинтересоваться шедеврами советской мультипликации нашим детям нужно активное родительское участие – пояснения, живые эмоции, обращение внимания на нюансы. Это можно и очень здорово делать, поскольку советские мультфильмы действительно несут в себе очень мощный ценностный заряд. Хотя, справедливости ради, и современные мультфильмы, равно как и любой визуальный контент детям лучше смотреть и обсуждать вместе с родителями.

Какие анимационные проекты для студии сейчас основные? На что делается ставка?

Если говорить о массовой зрительской анимации, то у нас сейчас 7 основных проектов, и еще несколько в стадии разработки. Ставку делаем, в первую очередь, на сериальные продукты – мы создали их несколько для всех возрастных групп. "Пластилинки: циферки" - сериал для самых маленьких зрителей знаменитого мультипликатора Сергея Меринова с помощью пластилиновой анимации представит самым маленьким зрителям цифры и познакомит с основами счета. "Оранжевая корова" - веселый, яркий сериал, "Зебра в клеточку" - сериал-мюзикл. Вы знаете, в последние годы мультгерои практически не поют, а между тем, в той же советской анимации было много музыки, запоминающихся композиций, которые мы с удовольствием слушаем и сейчас. "Зебра в клеточку", как мы надеемся, возродит это традицию. "Богатырята" - сериал, сделанный в 3D, расскажет о потомках былинных героев, попадающих в "богатырский" лагерь. Еще два наших проекта – "Пиратская школа" и "Петя и волк" - нацелены на подростковую аудиторию.

Что касается полнометражных фильмов, то один из наших проектов – "Гофманиаду" - настоящее произведение искусства, которое делалось 17 лет, уже можно увидеть на экранах кинотеатров. В следующем году премьера ждет другой полный метр – "Суворов". И это будет не стандартный байопик о великом полководце, а картина в жанре гусарской баллады для семейного просмотра. При этом в ленте будет место и историческим реалиям, и любовной истории, и искрометному юмору.  Я думаю, этот фильм, сделанный в 3D, безусловно, ждет кассовый успех.        

Как вы оцениваете сегодня состоянии российской мультипликации? Есть несколько очень успешных брендов вроде “Маша и медведь”, “Фиксики” и ряд других. Но глобально не хватает новых “лиц”. К примеру, в плане семейной анимации. Что интересно может быть не только детям 3-7 лет?

Мы обратили внимание на эту тенденцию, и сделали часть проектов – то же "Простоквашино" тому яркий пример – именно для семейного просмотра.

При этом, обновленный "Союзмультфильм" только начинает поднимать голову. У нас сейчас на студии работает много молодых талантливых мультипликаторов, которые участвуют и в производстве коммерческой анимации, и делают свои авторские фильмы. Я думаю, при наличии такого ресурса, появление новых героев – дело времени. Тем более, что создание анимационных продуктов – небыстрый процесс.

Вообще же, индустрия сейчас переживает подъем, и, я думаю, это невозможно не заметить. Сериалы наших производителей очень популярны за рубежом, особенно в азиатских странах, где, например, существуют целые фан-сообщества "Смешариков". Такой успех еще, скажем, лет десять назад невозможно было представить. При этом, пока наш рынок не перенасыщен, и все еще ищет своего потребителя.

В поиске новых образов, "Союзмультфильм" демонстрирует свои новые проекты фокус-группам, наши фильмы можно увидеть на многих детских фестивалях. Мы очень чутко относимся к зрительскому запросу. 

Какие темы в мультипликации могут быть востребованы сегодня? Спорт, воспитание, культура, патриотизм, чисто развлекательный контент или что-то ещё?

Я думаю, сейчас ощутим запрос на мультфильмы, которые не просто не позволят ребенку заскучать, но и научат чему-то важному, заставят задуматься. При этом, этот контент не должен быть назидательным и однозначно "полезным". Если не будет сильных, обаятельных образов, то это не позволит создать тот самый волшебный эффект вовлечения, который был у советских мультфильмов.

Что касается тем, то, мне кажется, мультфильмов спортивной тематики однозначно не хватает. "Шайбу-Шайбу" вышел уже много лет назад, и с тех пор, пожалуй, ничего подобного не делалось.  А между тем кино о спортсменах бьет рекорды по кассовым сборам. Я думаю, при наличии соответствующей государственной поддержки можно начать делать мультфильмы, ориентируясь на социальный запрос.

Сейчас же мы вынуждены существовать в рыночных обстоятельствах, и, в то же время, соответствовать бренду "Союзмультфильм". Это непростая задача.

Вы говорили, что Россия потеряла 30 лет на рынке мультипликации, но наверстает упущенное. Что для этого нужно? Финансы, идеи, более массовый выход на зарубежные рынки?

Несмотря на то, что внимание государства к анимационной индустрии значительно выше, чем даже лет пять назад, все же этой поддержки пока не хватает для качественного скачка в развитии. Большая доля государственного участия – нормальная практика для становления производства во всех странах с развитой анимационной индустрией. Я убеждена, что анимация должна стать стратегической отраслью для государства, так как это касается воспитания и развития наших детей. В этом случае, отрасль сможет сделать огромный масштабный рывок, в том числе и на международных рынках.

За счёт чего “Союзмультфильм” собирается зарабатывать? Онлайн-показ, фирменная продукция, экспорт анимационных лент и так далее.

Это, пожалуй, все названное вами плюс наши новые проекты, которые уже появились на экранах. Пока основной доход "Союзмультфильма" составляют лицензионные продажи и организация крупных мероприятий. Кстати, в этом году мы делаем первое невероятное по масштабам новогоднее "Союзмультшоу" в Лужниках, которое смогут посетить порядка 100 тысяч человек!

До конца года к нам полностью перейдут права на использование коллекции наших мультфильмов в сети интернет, и тогда мы сможем начать переговоры с крупными онлайн кинотеатрами. Что касается экспорта, то здесь мы также активно ведем переговоры с рядом азиатских и европейских государств не только о дистрибуции, но и о совместном производстве. Я думаю, в следующем году нам будет что рассказать, а самое главное - показать.