Библиотеки Петербурга, как и все другие общественные заведения, приостановили работу с посетителями до 30 апреля. 

Metro  продолжает рубрику о том, как изменилась жизнь с введением ограничений, принятых в городе из-за распространения коронавирусной инфекции. О том, как библиотеки города приспосабливаются к новым условиям работы, Metro рассказал Сергей Серейчик, замдиректора Библиотечной системы Фрунзенского района. В кругу петербургских библиотекарей он известен тем, что создал Центр Манги и Комиксов, Центр британской книги, Библиотеку книжной графики, а также популяризировал Библиотеку Лермонтова. Как человек неравнодушный к своей профессии, он рассказал, как скучают библиотекари по живому общению с читателями, о том, как пандемия коронавируса научила приспосабливаться к меняющимся условиям и как повлияла не его личные жизненные планы. 

- Насколько трудно было перестроиться на новый формат жизни, ведь неотъемлемая часть работы библиотекарей - общение и помощь читателям. Чего больше всего вам не хватает в нынешней обстановке в условиях, когда всё переходит в режим
онлайн. 

До последнего момента мы надеялись, что беда изоляции не затронет библиотеки. Мы же не настолько масштабно посещаемы, как торговые центры, кинотеатры и крупные театры и музеи. Так мы думали. Но случилось иначе. Закрылись все учреждения, которым привыкли горожане. У каждого было своё "третье место" после дома и работы (учебы). Таким "третьи местом" у многих была библиотека. Библиотекари это отчетливо понимали. Ведь главный вопрос, который задавался: "Как наши читатели будут без книг?". Может быть, кому-то покажется смешным, но в наших библиотеках много жителей района, которые ежедневно привыкли приходить в библиотеку утром и читать свежую прессу. Кому-то нравились лекции и концерты. Кто-то приходил на интерактивные программы. А кто-то оказался в тупиковой ситуации, так как сделать ксерокопию документа или распечатать материл оказалось негде. Этот список можно продолжать. С моей точки зрения – это невосполнимая утрата. Конечно, она не смертельная. Можно перейти на новые форматы. Но у людей: и библиотекарей, и посетителей библиотек сломался привычный уклад и ритм жизни. Как ни страшно говорить, но мы к такому готовы не были. Безусловно, мы перешли в виртуальный формат, насколько могли: лекции, мастер-классы, обзоры книг, выдача электронных версий книг, справки через Интернет и многое другое. 

- Что, на ваш взгляд, всё-таки никогда не заменят социальные сети и прямые трансляции?
Главное, что невозможно заменить – это живая книга и живое общение. Это касается не только библиотек. Это страдания всех культурных учреждений. Можно записать на видео, например, мастер-класс по изготовлению книжной закладки и выложить его в сеть. Кто-то даже этим воспользуется. Но такая запись никогда не заменит личной встречи мастера с учениками, не заменит личного участия, не создаст атмосферы сотворчества. Или запись лекции по истории искусства. Её можно послушать, но задать вопрос лектору – уже никак. А если и будет - спросить в удаленном режиме, то никогда не узнаешь о других вопросах. Вопрос о книге бумажной и электронной бессмысленно обсуждать, так как это равносильно тому, что заменить катание на велосипеде занятию на велотренажере: физическая нагрузка ощущается, колеса крутишь, а удовольствие – другое.

Библиотека №8 Фрунзенского района.

Библиотека №8 Фрунзенского района.

предоставлено библиотекой, Другой

Фото:

- Какую работу ведут библиотекари за закрытыми дверьми библиотек в целом с конца марта? Какой положительный опыт вынужденной изоляции собираетесь позднее применять и в обычные дни? 
Первый шок от того, что библиотека работает без читателей, прошел достаточно быстро. В библиотеке много внутренней работы, которая не видна читателям, но без который не может обойтись никакая по величине библиотека. Кроме того, возникла пауза в досуговой и просветительской деятельности. Это позволило задуматься о том, что мы делаем, насколько это нужно, что можно делать еще.
Пока библиотеки находились просто закрытыми для обслуживания, происходило продление книг, выдача электронных изданий, проводилось телефонное и интернет-консультирование, продолжалась доставка книг на дом читателям, которые сами не могут посещать библиотеку. Нужно сказать, что библиотечные телефоны не умолкали, вопросы и просьбы сыпались постоянно. 
Но потом наступил момент самоизоляции и фактически в этой изоляции оказались и библиотеки, так как прекратилось библиотечное обслуживание вообще. За исключением нашего проекта "Телефонные сказки", о котором сегодня все говорят не только в Петербурге, но и за его пределами. Три наших сотрудницы, в дальнейшем мы их назвали библиотечные сказочницы, как начали в марте, так и продолжают сейчас пять дней в неделю читать книги юным читателям. Идея, которая возникла спонтанно, на злобу дня, сейчас становится определенным  смыслом жизнедеятельности библиотеки. Мы стали понимать, что это нужно не только в период изоляции. Всегда найдется ребенок или подросток, которому нужно такое личное чтение "под лампой" или "под абажуром". Именно личное! Видео запись или аудиозапись чтения сказки или рассказа, даже в прекрасном актерском исполнении, не сможет восполнить живое общение между слушателем и чтецом. Это чтение только для тебя и больше ни для кого. В этот момент можно задать вопрос, попросить прочитать еще раз отрывок, сделать остановку и спросить про погоду. Можно сделать то, чего нельзя сделать при групповом чтении или чтении в записи. Вот тот формат, который мы думаем продолжать и после самоизоляции, продумав все детали. Мы уверены, что это нужно читателям. Как оказалось не только детям, но и взрослым.

- Какой новый интересный опыт появился благодаря тому, что пришлось осваиваться в новых условиях?
Доставка книг на дом нашим читателям, которые не могут сами посещать библиотеку – это было начало. В этот период мы поняли, что в этой услуге нуждаются не только люди с ограниченными возможностями, но и взрослые читатели, которые в силу разных причин оказываются в сложной ситуации. Библиотеки должны на это реагировать и думать о том, как приблизить книгу к желающему её читать. Что это будет, услуга или целая сервисная служба, пока сложно сказать. Понятно одно, что это нужно нашим жителям – читателям наших библиотек. Ситуация закрытых библиотек и невозможность спросить: "Что почитать?", говорит нам о том, что нужно развивать рекомендательные сервисы в удаленном и реальном режиме. Читатели хотят знать что и где почитать, находясь дома. Плюс иметь возможность заказать эту книгу. Оказалось, что "навигатор в книжном море" читателям необходим. У библиотекарей огромные возможности стать такими навигаторами для любителей чтения.

- Насколько изменилась ваша жизнь с началом режима самоизоляции в городе и стране? Возможно, какие-то планы изменились кардинально (возможно, отпуск долгожданный сорвался в апреле или какое-то масштабное грандиозное мероприятие готовилось?
Глупо отрицать, что самоизоляция кого-то не затронула. Даже не само время самоизоляции, а период до неё и после. Ведь рушились планы уже в марте и изменения уже происходят во второй половине года. Лично у меня отменился отпуск еще в марте, когда стали отменяться авиарейсы. Приходится думать как вообще строить отпуск в текущем году. В профессиональном плане отменились конференции, встречи, программы. Внутри нашей Библиотечной системы мы не смогли реализовать и сдвинули сроки открытия нескольких выставочных проектов, интерактивных проектов для молодежи, сдвигается открытие уникального подразделения "Библиотека авторов игр "Индикатор".

- Что помогает не терять бодрость духа на самоизоляции?
Осознание того, что самоизоляция когда-то закончится, позволяет принять тот факт, что такой период времени нужно использовать с пользой. Безусловно, можно и отдохнуть, поваляться на диване, расслабиться. Но в то же время, можно успеть завершить или сделать какие-то дела, на которые не было времени. Другое дело, что мы разучились сами себя организовывать в такой "чрезвычайной" ситуации. До самоизоляции вроде было всё понятно и ясно: кто-куда-зачем. И сейчас, когда каждому нужно принять решение чем заняться, конечно, бодрое настроение немного исчезает. В этот период я особенно часто вспоминаю о людях, которые в силу разных причин не могут выйти из дома, в тот момент когда мы свободны в своих перемещениях. И они не теряют бодрость духа, находят себя, развиваются, общаются, живут насыщенной жизнью, насколько это возможно. И мы, которым нужно побыть в этой самоизоляции месяц или чуть более. На эту самоизоляцию нужно посмотреть именно с этой стороны – протяженность. И сразу появятся и бодрость, и оптимизм, и понимание чем заняться.

Библиотека №8 Фрунзенского района.

Библиотека №8 Фрунзенского района.

предоставлено библиотекой, Другой

Фото:

- А сами библиотекари какие книги предпочитают в это непростое время? Что помогает ободриться? 
Наверное, если говорить о себе, то могу сказать, что появление времени для чтения в большом количестве – это сказочная роскошь. И сразу встает вопрос: что нужно прочитать? То, что не успевал когда-то, на что не хватало времени, или это были книги второй и третьей очереди. Или хватать новинки, чтобы быть в литературе и выглядеть активно читающим, так сказать. Безусловно, для каждого даже эти две категории будут со своими списками, каждый из которых могут критиковать знатоки и активно читающие. Размышляя про эти две категории, которые я сам для себя определил, я понял, что меня это тоже не особенно устраивает. Ведь не успею удовлетворить свои познания ни в одной из них. И тогда, я для себя решил создать категорию "Для удовольствия", в которую войдут книги, которые нужно дочитать и те, которые можно читать неспешно, размышляя и думая. Главное, получить удовольствие от процесса чтения и внутреннего диалога с автором.

- Может, вспомните какие-нибудь 3-5 книг, которые приподнимут бодрость духа петербуржцев? Чтобы порекомендовали (4 тома "Войны и мира" не предлагать, шутка).
Если говорить о книгах для бодрости духа, то этот список может быть бесконечным, так как у каждого свой уровень духа, который нужно поднимать, свои пристрастия и свои писатели, которым ты лично доверяешь. Это могут быть классики русские и зарубежные или современные писатели. Это может быть и научно-популярная литература, которая введет читателя в новые миры различных знаний. На самом деле, дать рекомендацию что почитать – это сложный процесс. Тем более рекомендацию безадресно. Но я попробую. Не знаю насколько это чтение поднимет дух, но удовольствие от прочитанного получить можно будет точно. Джон Уильямс "Стоунер", Евгений Водолазкин "Брисбен" или "Идти бестрепетно", Стивен Фрай "Миф. Греческие мифы в пересказе", Тоон Теллеген "Неужели никто не рассердится", "Письма только для своих". Книги Теллегена обязательно нужно читать с иллюстрациями художника Игоря Олейникова. И хотя они главным образом предназначены для детской аудитории, смело могу заверить, что любой взрослый, начав читать эти сказки, не сможет оторваться и окунется в новые удивительные миры.

- Чего вам и в целом библиотекарям особо остро не хватает в режиме самоизоляции?
Я радуюсь уже тому, что наша самоизоляция все-таки не так сурова, как европейская. Мы все же можем перемещаться по городу, решать какие-то дела. Главное чего не хватает мне и, надеюсь, многим библиотекарям, это быть профессионально востребованными и невозможность реализовать свои идеи и проекты. Мы обмениваемся информацией по почте, телефону, видеоконференциям. Но оказывается не ощущать друг друга рядом, не иметь возможности вернуться к разговору, когда ты бы этого хотел, это космически сложно. Мы, связанные с книгами, находясь на работе в библиотеке, всегда могли встать и пойти к полке, найти то, что нужно. И вдруг, этой возможности нет, нельзя ощутить книгу руками, а только в виде файла. И поначалу, это шокирует. Оказалось, что этого книжного окружения остро не хватает. Не хватает для атмосферы вовлеченности в книжный процесс. А так как мы перестали еще и видеть много людей, а в библиотеке кроме книг всегда много посетителей, то этот дефицит также сказывается. 

- Что сделаете первым делом, как отменят режим самоизоляции?
О, это как спросить у ребенка в магазине игрушек, чего же он хочет. Выстроить порядок очереди дел или событий, крайне сложно. Это как получится в реальности. Но две вещи, который с делаю непременно сразу же на следующий день: в бассейн утром и вечером на оперу (ЛЮБУЮ) в Мариинский театр.