В последние выходные августа дача-музей Маяковского в Пушкино оживает. Сюда съезжаются фотографы со всей страны, среди них и заслуженные и те кто только взялся за камеру. Зачем они едут в Пушкино выясняла корреспондент газеты Metro.

Десять минут пешком по улице Толстого до танка, потом через промышленную зону перепрыгивая лужи, поворот налево (главное не просмотреть указатель), через частный сектор и вот уже видна белая статуя Маяковского за забором музея. Здесь проходят “Хмельные столбы”.

На территории музея домик, небольшая сцена и пеньки, которые заменяют стулья. Инсталляции из сухих веток, зеркал и символичная могила поэта создают мистическую атмосферу этому месту. Среди деревьев мелькают фигуры фотографов, на натянутых верёвках распечатанные портреты, пейзажи, репортажные снимки. Со сцены доносится живая джазовая музыка.

– Ценность фотографии относительна, – говорит один из организаторов фестиваля Дмитрий Байрак. – Сегодня нравится одно, завтра другое. Вот снимок с ветераном, на 9 мая таких можно сделать миллион, сейчас в нём нет ничего интересного. А вот через десять лет всё изменится и наша оценка сместится. Здесь каждый человек не просто выставляет свои работы, он фиксирует историю, электронный носитель можно потерять, а распечатанные снимки сохранятся.

За семь лет фестиваль, созданный для общения фотографов, превратился в семейный праздник. Сюда приходят с детьми, на пеньках устраивают пикники, за забором у речки разбивают палатки, выставка длится два дня.

Первые четыре раза “Хмельные столбы” проходили в посёлке Калистово на бывших полях Росхмеля. Потом была попытка переехать в пушкинскую картинную галерею “Арт-Ликор”, но фестиваль требовал больше пространства и в итоге его приютили в музее.

– Финансируем мы его сами, – говорит Алексей Иванов. – Скидываемся с Байраком и Алексеем Колотушкиным. Договариваемся с музыкантами, они все из джазового клуба “Арт–Ликор” и выступают бесалатно.

Алексей Иванов – ядро фестиваля, он привозит сюда музыкантов, занимается рекламой и административными вопросами.

– Это не бизнес. Фестиваль создан для общения фотографов, возможности выставляться, обмениваться опытом. Это скорее как способ популяризации художественной фотографии.

– Говорят, есть два типа людей: кто-то критикует ради критики, а другие по делу, – делится впечатлениями начинающий фотограф Виктория Одиссонова. – Первых, как правило, больше. Но здесь наоборот.

Виктория приехала на фестиваль из Москвы, на некоторых её работах красные прищепки – особый знак, которым посетители и участники отмечают понравившиеся работы.

– Человеку нужен пинок и заряд. Особенно в искусстве, – подводит итог поездки девушка. – Здесь ты этот заряд получаешь на весь год, чтобы в следующем августе было что обсуждать.

Помимо неформального общения во время фестиваля проходят и мастер-классы.

– Ты шнурок с объектива убери, – советует Дмитрий Байрак молодому фотографу. – И с сигаретой меня не снимай, не люблю я этого.

Проследив за выполнением указаний, усаживается удобней на поваленном бревне.

– Вот есть у кого-то потребность фотографировать, но если он говорит, что снимают для себя – это такое лукавство, любому человеку нужна оценка, – говорит он. – Площадок для фотовыставок немного и начинающим выставиться негде. А здесь есть возможность показать свои работы и получить отзыв.