Молодые женщины с ограниченными возможностями объяснили, почему инвалидам необходимо учиться зарабатывать деньги.

В Москве проходит конференция о трудоустройстве и предпринимательстве инвалидов.  Накануне там представили новый проект "Я – Муромец", в рамках которого педагоги, бизнесмены и психологи помогают людям с ограниченными возможностями поверить в себя, устроиться на работу и даже создать собственное предприятие. Смысл названия проекта "Я – Муромец" объяснила один из его идеологов, Елена Иванчук:

– Илья Муромец сидел 33 года на печи, потом пришли старцы, потребовали дать им напиться, после этого он встал, поверил в себя и стал защитником земли Русской. То есть он тоже, по большому счёту, был инвалидом.

Второй инициатор проекта, Анастасия Давыдова, стала инвалидом I группы после того, как в 23 года попала в страшную аварию.

– Пьяный олигарх развернулся через двойную сплошную и въехал в зад нашей машины, разбив мне левую часть головы, – рассказала Анастасия Metro.

46 дней она провела в глубочайшей коме, потом полгода лежала парализованная:

– Я могла только немножко поворачивать голову. Смотрела в окно на голубое небо и думала, как же хочу на улицу. У меня появилась мечта: я хотела сидеть на летней веранде в кафе и пить клубничный мохито.

Мечту Анастасия исполнила через год. Ей пришлось заново учиться и ходить, и говорить. Сейчас ей 32 года, она работает советником президента одной из компаний и в рамках проекта "Я – Муромец" помогает людям с ограниченными возможностями.

По мнению идеологов проекта "Я – Муромец" и других участников конференции, с точки зрения размера доходов инвалидам интереснее всего не работа по найму, а фриланс и самозанятость.

Первая российская модель с ДЦП Анастасия Аброскина рассказала, что после рождения дочки пошла работать на зарплату в 30 тысяч рублей, но в итоге открыла с мужем интернет-магазин и вдвое увеличила доход. Анастасия считает, что всем детям нужно иметь перед глазами пример работающих родителей.

– Я стараюсь не сваливать свою дочку на бабушку, – сказала Анастасия. – Муж иногда предлагает, но я говорю: "Сашуль, нет, надо, чтобы она видела, как нам достаются деньги".


Почему закон о квотировании рабочих мест для инвалидов не решает проблему их трудоустройства?
Предпринимателям сложно его выполнять. Самое страшное для бизнеса – это невозможность уволить людей с инвалидностью. К тому же нужно проводить аттестацию рабочих мест, чтобы они подходили для инвалидов, обеспечивать доступность среды, соблюдать нормативы по труду. Бизнесу гораздо легче заплатить деньги в фонд квотирования рабочих мест и не заниматься трудоустройством инвалидов.

Как в Москве помогают решать эту проблему?
В Департаменте труда и социальной защиты Москвы есть программа по временной занятости, по которой можно трудоустраивать и инвалидов. Она подразумевает заключение с человеком договора на срок от двух до трёх месяцев. Если работник не подходит, работодатель без последствий для себя может не продлевать договор.