Оказалось, поэт был пленён обеими женщинами, но ни одна из них не могла предотвратить его самоубийство...
Вероника, или, как её все звали, Нора Полонская написала эти воспоминания в 1938 году по просьбе Агнии Езерской, директора открывшегося тогда музея В. Маяковского. Агния не сразу её уговорила. "Вы были самым близким человеком Владимира Владимировича в последний год его жизни и должны нам рассказать, – писала она ей. – Вы не имеете права отказаться".

Лиля Брик ревновала Маяковского к Норе Полонской даже после его смерти.
Аукционный дом "Литфонд"
Фото:
Большой, нелепый, шумливый
С Маяковским Нору познакомил Осип Брик. Ей было 21, и она уже была замужем за актёром Михаилом Яншиным. Брак этот был неудачным, друг другом они не интересовались. Нора не сразу оценила внешность Маяковского, тем более что и Осип обратил её внимание на особенность фигуры поэта: "...он такой большой – на коротких ногах". Маяковский показался ей большим и нелепым, а его шумливость и вовсе напугала её. Вечером, когда они второй раз за день встретились в гостях у общего знакомого Катаева, Маяковский сказал: "Почему вы так меняетесь? Утром, на бегах были уродом, а сейчас – такая красивая..." И они договорились встретиться уже на следующий день. Гуляли, много разговаривали. Вот тогда Полонская увидела его совсем другим.

Маяковский относился к Норе трепентно и нежно. Был романтичен.
Аукционный дом "Литфонд"
Фото:
Маяковский относился к Норе нежно и трепетно. Пригласив в свою комнатку-лодочку в коммунальной квартире на Лубянке, читал стихи, а Нора, совсем юная и неопытная, была покорена его величием и талантом. Их роман закрутился стремительно. Они скрывались, ведь Нора была замужем, Маяковского это смущало. Нора замечала, что у него случались неожиданные перепады настроения, а некоторые привычки были странными, например, вместо обувного рожка использовал сложенные журналы, много курил папиросы, пил виноградные вина, любил шампанское, но не хмелел. И вспоминает, с огромной любовью относился к матери, с которой Нору так и не успел познакомить. Ругал себя за то, что редко бывает у неё.
Маяковский был романтичен. Когда они поехали зимой в Петровско-Разумовское, было так холодно, что они выскочили из машины и бегали по сугробам, валялись в снегу.

Юная Нора Полонская – мягкая, наивная и нежная девушка.
Из семейного архива. Предоставлено родственниками
Фото:
Надувные слоны для Брик
Но девушку беспокоило присутствие Лили, к которой она относилась с большим уважением, в жизни поэта. Она пишет:
"Я вначале никак не могла понять семейной ситуации Бриков и Маяковского. Они жили вместе такой дружной семьёй. И мне было неясно, кто же из них является мужем Лили Юрьевны? Вначале, бывая у Бриков, я из-за этого чувствовала себя очень неловко". И на полях Лиля: "Физически О. М. не был моим мужем с 1916-го, а В. В. – с 1925 года".

Аукционный дом "Литфонд".
Этому моменту Полонская посвятила несколько строк:
Лиля Брик всегда была для Маяковского главной женщиной в жизни. Это была любовь с первого взгляда. Ей посвящены собрания сочинений, о ней он заботился, где бы ни был, отправлял ей письма, привозил подарки. Она была его сподвижницей и музой.
Маяковский относился к Лиле с огромной заботой. К её приезду дома всегда были цветы. В памяти Норы остались надувающиеся резиновые слоны, которых Маяковский достал где-то в подарок Лиле: "Один из слонов был громадный, и Маяковский очень радовался, говоря: "Норочка, нравятся вам Лиличкины слонятины? Ну я вам подарю таких же".

Последняя страница воспоминаний Полонской.
Аукционный дом "Литфонд"
Фото:
Чтобы она вся принадлежала ему
Отношения Маяковского и Полонской портились. Он становился всё более нервным, настаивал, чтобы Нора бросила мужа и театр. Его раздражали её постоянные репетиции, они занимали всё её время. Полонская пишет, что жизнь превращалась в ад от постоянных ссор и выяснения отношений. В тот период она забеременела от Маяковского, сделала аборт, и от этого её состояние ухудшилось. Чувства свои объяснить она не смогла и впоследствии сильно сожалела. Предлагала ему сделать в отношениях паузу, что ещё больше злило поэта. 12 апреля Маяковский сказал, что включил её в какую-то записку.
Из семейного архива, предоставлено родственниками Норы Полонской
День самоубийства
Утром 14 апреля в 08:30 утра он заехал за Норой на такси и привез её в комнатку на Лубянку. Нора волновалась – она не хотела опаздывать на репетицию к Немировичу-Данченко, который терпеть не мог опоздания. Маяковский был нервным, его в очередной раз разозлило, что Нора думает лишь о постановке. Он запер дверь, ключ положил в карман. Она сидела на диване, он сел около неё на пол и заплакал. Она погладила его по голове, старалась успокоить. Тут он вскочил, быстро заходил по комнате, потребовал, что она прямо сейчас должна объясниться с Яншиным и уйти из театра, что больше никуда её не пустит. Она ответила, что с мужем расстанется, но театр не бросит никогда. Тогда Маяковский потребовал, чтобы она немедленно ушла, забегал по комнате, подбежал к письменному столу и, как показалось Норе, оторвал на календаре 13 и 14 числа, открыл ящик, что-то достал и захлопнул его. Она сделала несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел. Ноги её подкосились. Она закричала, заметалась по коридору: не могла заставить себя войти.
Его "соломинка"
Полонскую ненавидели и обвиняли в смерти Маяковского. Всю оставшуюся жизнь она винила себя и задавалась одним-единственным вопросом: могла ли она что-то изменить?
Полонская была единственной свидетельницей самоубийства Маяковского.
*Орфография и пунктуация сохранены.