Шагая вверх по широкой винтообразной дороге, рассчитанной для автомобилей, слышу знакомую мелодию – кажется, именно эта хрипящая музыкальная смесь звучала из потёртого радиоприёмника в любом "батином" гараже. Ещё пару шагов... и вот оно, прошлое!

– Мы находимся в здании бывшего гаража – ещё 20 лет назад это помещение предназначалось для автомобилей Генштаба Минобороны России, – рассказывает директор Музея Москвы Анна Трапкова. – А с 2009 года стало нашей собственностью.

Наверное, потому и атмосфера такая... Разобранная ГАЗ-2103, отполированная до блеска правительственная "эмка" и даже отреставрированная пролётка, полностью собранная руками Олега Кучеренко машина "Труд" – все они словно магнит притягивают к себе. Даже мне, неискушённой в мужских забавах, захотелось под капотом покопаться. А где этим заниматься, как не в гараже...

"Волга ГАЗ-21" – до сих пор мечта любого коллекционера. Элита и чиновники приобретали её в личное пользование – до 1964 года она стоила 6500 рублей, затем подорожала.

"Волга ГАЗ-21" – до сих пор мечта любого коллекционера. Элита и чиновники приобретали её в личное пользование – до 1964 года она стоила 6500 рублей, затем подорожала.

Александр Курковский

Фото:

Всего лишь 50 лет назад это пространство в 18 кв. метров олицетворяло мечту советского человека – здесь хранили банки с огурцами и старую одежду, а иногда и цветы выращивали. Гаражи выполняли функции сродни балкону, куда мы привыкли спихивать хлам. Но для мужчины это в первую очередь была отдушина – измазавшиеся маслом, они проводили тут часы.

– Если у нас дома что-то сломалось, мы идём в гараж, чинить, – объясняет экскурсовод Музея Москвы Илья Кочкин. – А если не умеем – обращаемся к соседу за советом. Он всегда поможет, а может и починить. Поэтому в гараже было хорошо.

Но один закуток на выставке всё же вытаскивает нас из советского времени: в тёмном углу приютился питавший когда-то страсть к жизни ржавый "запорожец" 966-й модели. Он зарос мхом, стёкла выбиты, а шины спущены.

– Эта инсталляция показывает, что бывает, когда владелец автомобиля умирает, – тихо говорит Илья Кочкин. – Он отсылает нас к ушедшему времени, которое, кажется, было ещё совсем недавно.
В 50-х годах в гаражах процветало "самавто" – люди собирали машины по статьям из журналов. Этот автомобиль братьев Щербининых – ГТЩ был собран в 1969 году и мог разгоняться до 150 км/ч.

В 50-х годах в гаражах процветало "самавто" – люди собирали машины по статьям из журналов. Этот автомобиль братьев Щербининых – ГТЩ был собран в 1969 году и мог разгоняться до 150 км/ч.

Александр Курковский

Фото: