Сегодня главный архитектор столицы Сергей Кузнецов в эфире радиостанции "Говорит Москва" заявил, что Старый Арбат “немного длинноват для пешеходной зоны” и “слегка маргинализируется”.

По его мнению, уход транспорта с этой улицы всё еще является открытым вопросом:

“Я считаю, что в машинах есть своя прелесть, люди любят машины. Корректное движение на невысокой скорости, со светофорами, скорее, оживляет улицу, чем отнимает у неё что-то. Дисциплинирует, в том числе. Где-то это позволяет работать тем функциям, которые нуждаются в подъезде транспорта более платёжеспособных покупателей”.

Тема возвращения движения на Старый Арбат возникает уже не в первый раз с тех пор, как в 1986 году эта улица стала пешеходной. На этот раз она связана с недавним чемпионатом мира по футболу, считает партнёр КБ “Стрелка”, архитектор Алексей Муратов.

“Прошедший чемпионат мира показал, что на самом деле Старый Арбат проигрывает пешеходным улицам, которые были преобразованы в последнее время. Прежде всего вспоминается Никольская, которая стала местом встречи болельщиков, но на самом деле он проигрывает и, например, Кузнецкому мосту – по интенсивности и разнообразию пешеходного потока, насыщенности событий, по атмосфере. Она у Старого Арбата сейчас немножко дремотно-затхловатая”, – сказал эксперт Metro.

Идея вновь пустить автомобили по Арбату отторжения у него не вызывает. Муратов согласен, что 1,3 км – это длинновато для пешеходной улицы. Вдобавок зимой из-за розы ветров там дует холодный ветер и гулять не всегда комфортно, добавил он.

Однако, по его словам, вернуть автомобили на пешеходную улицу – лишь один из четырёх способов изменить атмосферу:

“Первый – сделать её современной: добавить зелень, хотя бы кадочное озеленение, продумать единый подход к размещению террас, посмотреть, что там со скамейками и другими местами отдыха. Может быть, для привлечения публики организовать сухой фонтан, сделать улицу удобной для велосипедистов”.

Кроме того, можно совместить с пешеходной улицей трамвай, как это сделано на улице Истикляль в Стамбуле, или сделать, как на Пушечной улице в Москве, общее пространство для автомобилей и пешеходов.

“Что из этого выбрать – вопрос серьёзного экономического, пространственного и социального анализа, а также обсуждения с жителями района. Всё-таки исторически они играли большую роль в развитии Арбата, – напомнил Алексей Муратов. – Конечно, нельзя такие вопросы решать в отрыве от жителей и руководителей предприятий и магазинов, которые там расположены. Если правильно организовать процесс, можно выйти на решение, которое позволит с одной стороны модернизировать жизни на этой улице, а с другой – сохранить присущее ей своеобразие, благодаря которому она и стала знаменита”.