От классной дамы до учителя народной школы
Своим рождением учительская династия Ивановых – Ратниковых – Алфёровых обязана Ивановой Зинаиде Тимофеевне, рассказала нам её правнучка, учитель географии Евгения Алфёрова. По её словам, Зинаида родилась в 1872 году в семье личного почётного гражданина, механика зауральского Демидовского завода – Тимофея Ивановича Иванова. В 1892 году окончила Санкт-Петербургскую земскую учительскую школу, а в 1896-м – педагогический класс при женской гимназии Министерства народного просвещения.
– Сначала она была классной дамой в гимназии, пока не вышла замуж, после этого преподавала в народном училище. Прабабушка была свидетелем двух революций, Первой мировой войны, войны Гражданской и Великой Отечественной. Своим детям и внукам она впоследствии рассказывала о том ужасе, который испытала в Гражданскую войну. Тогда она работала в Нарвском училище, там и жила, сюда же приходили дети учиться, неся с собой то, что могли: дрова, картошку, хлеб для скромного обеда. В то время школа оказалась брошенной на произвол судьбы, повсюду царили мрак и безвластие, какой-то период все государственные институты бездействовали, и только в школах присутствовало слабое биение жизни, туда тянулись люди. Группа учителей находилась в здании народного училища и не могла выйти, потому что это было небезопасно. Закона не было, власти не было, но преподавание было...
Зинаида Иванова. Фото из семейного архива.
В 1941 году Зинаида Тимофеевна с семьёй уехала в Барнаул в эвакуацию, преподавала там до 1943 года, потом вернулась в Ленинград, где проработала учительницей начальных классов до своего последнего дня.
Дедушка был образцом подлинного интеллигента
По стопам Зинаиды Тимофеевны пошёл её сын – Сергей Александрович Иванов.
– Её сын, мой дедушка, родился в 1903 году, он учился в гимназии во времена императорской России, – рассказывает Евгения Владленовна. – Система обучения тогда была такая, что до 10 лет ребёнок учился дома, а потом только поступал в гимназию, да ещё и не всех брали: были ограничения и сословные, и по национальному признаку.
После гимназии, с 1919 по 1922 год, он работал преподавателем математики в школе, в том же году поступил и в 1929-м окончил Ленинградский институт инженеров путей сообщения. Был командирован в Военно-транспортную академию имени Л.М. Кагановича. В 1935 году защитил кандидатскую диссертацию "Ледовые переправы". Всего же им было написано и отредактировано более 55 научных работ. С 1948 по 1952 год Сергей Александрович преподавал высшую математику в Военно-транспортной академии Красной армии.
Сергей Иванов. Фото из семейного архива.
Всего у него было пять детей, и одна из дочерей – Любовь – также посвятила свою жизнь преподавательской деятельности, как и его внучка Анна Исаева-Купсик, которая продолжает работать учительницей начальных классов по сей день.
Вместе навсегда
Любовь Сергеевна Иванова, 1932 года рождения, продолжила педагогическую династию. В 1952 году она окончила техникум физкультуры и была назначена преподавателем физического воспитания в семилетнюю школу в Песочном. Её педагогический стаж составил около 30 лет.
– Однажды, когда перед нею встал выбор: либо преподавать гимнастику в Доме учёных на Дворцовой набережной, либо физкультуру в школе с особым режимом – она выбрала то, что посложнее, но по душе – детей с трудной судьбой, – делится воспоминаниями Евгения Владленовна. – На протяжении нескольких лет Любовь входила в сборную по плаванию спортивного общества "Спартак", участвовала в соревнованиях, занимала призовые места. В техникуме физкультуры она встретила единственную на всю жизнь любовь – моего отца Ратникова Владлена. Они оба были преподавателями физкультуры в ленинградских школах, оба состояли в одной сборной по плаванию, и даже вдвоём получили высшее образование, окончив факультет физвоспитания в Педагогическом институте имени А.И. Герцена. Всю свою творческую жизнь мои родители отдали любимой физкультуре, в общей сложности посвятив воспитанию детей около пятидесяти лет.
Любовь и Владлен Ратниковы. Фото из семейного архива.
С детьми чувствуешь себя молодым
– Сама я окончила ЛГИ имени Г.В. Плеханова, нынче Горный институт. Приобрела специальность геофизика и думала, что никогда и ни за что не пойду работать в школу, – улыбается Евгения Владленовна. – Ведь в детстве я всё время была с родителями и видела, какой это тяжёлый труд. Пятнадцать лет я проработала в геологии, но в 1991 году лишилась работы, как и многие в то время. Тогда я окончила второй институт – Государственной службы, там был целый ряд дисциплин: педагогика, психология. И стала специалистом по социальной работе с молодёжью. Уже 28 лет я педагог. Проработала 20 лет учителем географии, восемь – педагогом дополнительного образования в ГБОУ ДО ДДТ "Юность".
С детьми всегда чувствуешь себя молодым, говорит Евгения Владленовна.
– Мне не хочется уходить из школы. Бывает, сидишь в выходные дома и думаешь: а может, как-то и пора бы, сил нет, но приходишь в школу – раздаётся звонок, ты сразу мобилизовался – и вперёд. Я думаю, не случайность, что в педагогике наша семья уже третий век. У нас есть много артефактов, писем, фотографий, и это накладывает ответственность: ты должен тоже что-то привнести, поддержать и передать следующему поколению. Это очень важно, не хотелось бы, чтобы связь утратилась, потому что общество этим и создаётся – образованием.
Евгения Владленовна Алфёрова. Фото: предоставлено спикером.
Решила, что стану учителем, ещё в школе
Дочь Евгении Владленовны Людмила Алфёрова сегодня является представителем пятого поколения учителей. Как Людмила призналась Metro, связать свою жизнь с педагогикой она решила ещё в школе.
– В 11-м классе я посидела, подумала, чего бы мне хотелось (а я уже тогда очень много занималась организацией мероприятий), и выбор был сделан. Сегодня я педагог-организатор и педагог по технологии – раньше так назывался учитель труда. Работаю в начальной школе, мне очень нравится. Конечно, с детьми непросто, нужно к каждому находить индивидуальный подход. Честно говоря, для меня проще провести мастер-класс на сто человек, чем иногда урок на 36 детей. Потому что на мастер-классы приходят люди заинтересованные, а в классе ты должен заинтересовать каждого ребёнка какой-то конкретной темой. Например, делаем по программе дымковскую игрушку, и мальчишкам, скажем прямо, это не очень-то интересно. И надо так всё представить, чтобы они тоже сели и сделали свои поделки, причём в установленное время. Но если дети к тебе почувствовали расположение, то будет легко, а если контакта нет, то не будут слушать. Честно, мне хотелось бы, чтобы мои дети продолжили нашу учительскую династию. Сейчас моя старшая дочка учится в третьем классе. Я спросила, хочет ли она пойти работать учителем, на что получила категорическое "нет". Она сказала: "Мама, это так тяжело и сложно!" Но я надеюсь, что она всё же передумает, – улыбается Людмила.
Людмила Алфёрова. Фото из семейного архива.
221 год составляет общий педагогический стаж династии Ивановых – Ратниковых – Алфёровых