О чём спектакль

Призрак мамы и пять невест

Великовозрастный маменькин сынок Вениамин (Виктор Логинов) ищет себе невесту. Делать это он не очень хочет ("Могу ли я себе позволить роскошь отсутствия человеческого общения?"), но на поисках настаивает призрак его мамы (Ольга Волкова). Мама утверждает, что из-за того, что сын до сих пор не женат, её не пускают в рай, и даёт Вениамину на решение насущного вопроса семь дней. Не в силах противиться любимой маме, сынок отправляется общаться с потенциальными невестами, категорично заявив: "Не понравится – уйду!" Мама пристально наблюдает за каждым свиданием в углу сцены, при помощи уморительной мимики давая оценку всему происходящему.

Вениамин и его заботливая медсестра.

Вениамин и его заботливая медсестра.

Екатерина Монева, предоставлено Театром Антона Чехова

Фото:

Впечатления

Семён Альтов – мастер афоризмов

Основная нагрузка в постановке легла на плечи Аллы Довлатовой, которая воплотила роли пяти невест, описанных в программке спектакля, судя по всему, словами автора пьесы Семёна Альтова: боевая подруга Броня, заслуженная медсестра Фрида, филармоническая бабочка Изольда, деловая женщина Стелла и Вера – "последний шанс". С этой нагрузкой актриса справляется с акробатической виртуозностью, входя в каждый новый образ так же стремительно, как надевая его одежду. Семёну Альтову удалось подметить в окружающей его современности самые яркие типажи: мужиковатой бабы, дотошной врачихи, гуманитарной барышни и деловой леди. Эти образы опытному литератору Альтову удалось сделать очень остроумными, без балансирования на грани с пошлостью даже в сценах, когда героиня Довлатовой остаётся в неглиже. Текст Альтова буквально распадается на цитаты и афоризмы – показатель высшего драматургического пилотажа: "Чем меньше врач знает, тем охотнее к нему идут пациенты", "Это у женщин бывают "такие" дни. А у мужиков все дни не такие". 

Природный юмор и естественность Аллы Довлатовой делают особенно комичной вечную драму поисков личного счастья девушками за сорок, вполне раскрывая отношение к каждому типажу у автора пьесы – доброе и без сарказма. Вся пьеса – своеобразный сценический триумф Довлатовой, к портрету актёрской виртуозности которой добавляется ещё и исполнение песен на музыку Сергея Шустицкого (ими заканчивается номер каждой невесты). Не обошлось и без музыкальных пародий, например, на Пугачёву, которая даёт "ежегодный прощальный концерт".

Алла Довлатова зажигает на сцене.

Алла Довлатова зажигает на сцене.

Екатерина Монева, предоставлено Театром Антона Чехова

Фото:

Виктору Логинову не менее блестяще удалось воплотить образ сорокалетнего "мальчика", воспаряющего к небесам от того, что любимая мама видит в нём то "простуженного Бельмондо", то Клинта Иствуда, и впадающего в панику, как только невесты начинают активничать:

– Разбиватель женских сердец!

– Честно говоря, не пробовал никогда.

– Ты меня возбуждаешь!

– У меня давление тоже скачет.

Испуганно тараща глаза и хватаясь за критические замечания мамы-ангела о невестах как за спасительный шанс избежать проклятой женитьбы, Виктор Логинов даёт известному типажу городского великовозрастного невротика шанс на более широкий, чем разговоры с пауком Эдиком, круг общения.

Немногословная, но очень выразительная роль мамы-ангела позволяет насладиться комическим даром Ольги Волковой даже в моменты, когда она ничего не говорит, – не забывайте смотреть на край сцены, откуда она наблюдает за происходящим, выразительно делая знаки глазами и руками. Уход актрисы со сцены сопровождается хохотом: выполнивший свою миссию ангел отправляется на небеса через металлоискатель, пытаясь похитить торшер.

Ольга Волкова радует зрителя своим комическим даром.

Ольга Волкова радует зрителя своим комическим даром.

Екатерина Монева, предоставлено Театром Антона Чехова

Фото:

Фишки

Скорость перемены образов

У Аллы Довлатовой не так много времени на то, чтобы переодеться в очередной образ: между эпизодами с переменой невест проходят считаные минуты. Поэтому волей-неволей зрительское воображение пытается нарисовать закулисные картины стремительных смен париков, каблуков и меняющих фигуру накладок.

Приятным сюрпризом стало и появление на сцене в конце спектакля всей постановочной группы, включая автора пьесы Семёна Альтова, режиссёра-постановщика Андрея Максимкова и композитора Сергея Шустицкого. Им достались отдельные аплодисменты и симпатии.

Подслушано у зрителей

"Я никогда не видела на сцене Довлатову – и я под впечатлением".

"Такой подарок нам сделали – это правда очень смешно".

"Как сказала Изольда: "Господи, сколько нам осталось злоупотреблять".


Источник: gazetametro.ru