Во дворе Мраморного дворца было свежо и солнечно для сентября, возвышался памятник Александру III. Сами съемки проводили внутри многовекового здания, на втором этаже как раз шла репетиция сцены заседания кабинета министров. По широкой лестнице прохаживались важные господа в мундирах с орденами, непременно при жестких усах и бороде.

Политика, террор, любовь и предательства

Беседовали мы со съемочной группой в зале с роскошным панно на высоченном потолке, в окружении лепнины и зеркал.

– Для нас огромная честь и ответственность снять кино о таком человеке – величайшем политическом деятеле России, недооцененном, как мне кажется, в наши дни, – сообщила продюсер сериала Мария Ушакова. – Масса мифов ходит вокруг его личности, мы хотели их развеять и рассказать о колоссальном вкладе Петра Аркадьевича Столыпина в развитие России. Он был настоящим патриотом своей страны.

Сериал охватывает жизнь Столыпина на протяжении последних десяти лет (с 1901 по 1911 год). По словам Ушаковой, большое значение придается каждому историческому факту.

– Чтобы сериал был интересен молодым людям, у нас есть интересная линия бомбистов-террористов. Много терактов, взрывов, любви, предательств, – приоткрыла тайну продюсер.

В Мраморном дворце снимали все сцены заседаний Госсовета.

В Мраморном дворце снимали все сцены заседаний Госсовета.

Предоставлено организаторами

Фото:

– История нашего проекта уходит к еще одной политической фигуре – Борису Федорову (он был третьим министром финансов РФ в 1990-е годы. – Прим. ред.), – объяснила другой продюсер сериала Екатерина Жукова. – С молодых лет он увлекся жизнью Столыпина, написал о нем много книг, был инициатором публикации воспоминаний дочерей. Все, что мы сейчас имеем правдивое о Столыпине, это все благодаря Борису Федорову.

На основе исторических документов и написал сценарий сериала Тимур Эзугбая.

Столыпин и министры

Александр Устюгов хочет показать своего Столыпина душевным и понятным.

Александр Устюгов хочет показать своего Столыпина душевным и понятным.

Предоставлено организаторами

Фото:

Вышедший к нам высокий и статный Александр Устюгов с аккуратной бородой и во фраке с иголочки определенно был хорош собой. Как поделилась Мария Ушакова, актера попробовали в гриме – и он оказался невероятно похож на своего исторического героя. Для того чтобы Устюгов достовернее и естественнее смотрелся в образе Столыпина, его внешность будет в дальнейшем доработана с помощью компьютерной графики.

– Никогда не думал, что сыграю такого великого человека. Интеллектуальные персонажи – не мой конек, я больше играю в боевиках, – отметил сам актер. – Так что эта роль – череда случайностей, которым я несказанно рад. Столыпин проводил мощнейшие реформы, и количество совершенных на него покушений говорит о том, что он шел по верному пути.

Устюгов рассказал, что хочет сделать Столыпина не героем сухих исторических сводок, а душевным и понятным:

– Он семьянин, у него огромное количество детей, розы и прочие дела, не чуждые человеку.

Загримированный под министра народного просвещения Кауфмана Андрей Ургант был в приподнятом настроении и даже похвастался мундиром перед камерами журналистов.

– Глубоко симпатичная мне фигура, – оценил он своего персонажа. – Достаточно деликатный человек, затрудняется принимать решения. Кауфмана сначала заставляют голосовать за закон о расстрелах и репрессиях в качестве ответной реакции на террор. А через небольшое количество времени Столыпин уже говорит: нет, это не работает. Кауфмана все время спрашивают: "Кто ты? Ты за кого?". Его это раздражает.

Андрей Ургант (справа) в роли министра народного просвящения Кауфмана.

Андрей Ургант (справа) в роли министра народного просвящения Кауфмана.

Предоставлено организаторами

Фото:

Павел Трубинер был немногословен, рассказывая о своем герое, министре юстиции Щегловитове, по воспоминаниям современников, человеке жестком, но принимавшем судьбоносные решения с улыбкой.

– Насколько я его вижу, настолько его увидит зритель, – резюмировал актер.

Трубинер добавил, что для погружения в образ Щегловитова обратился к помощи консультирующих его коллег.

Артур Иванов, кажется, рад был попробовать себя в образе военного министра Редигера, оппонента Столыпина:

– Великолепно чувствую себя в этой роли. У моего героя характер очень похож на мой: дотошный, скучный, карьерист.

Актер признался, что, готовясь к роли, прочитал только сценарий и пару статей в "Википедии". Из сценария он и узнал впервые о таком человеке, как Редигер.

– Он настаивал на создании военно-полевых судов, а Столыпин был против такого "железного кулака". Закон просуществовал год, и его отменили, ведь погибло еще больше людей. Сегодня как раз снимаем сцены принятия этого закона и как потом голосуют за его отмену, – поделился Иванов.

Старинная медная ванна

Антураж павильонов для сериала сопоставляли с фотографиями тех лет, подбирали соответствующие эпохе предметы интерьера. Самым ценным реквизитом стала настоящая медная ванна начала XX века, рассказала ассистент художника-постановщика Дарья Блохина.

Та самая медная ванна.

Та самая медная ванна.

Предоставлено организаторами

Фото:

Масштабным объектом вне помещений стал аэродром, где снимали праздник воздухоплавания с настоящими самолетами и возведенными ангарами. А в Мраморном дворце будут происходить все заседания Госсовета, здесь же отснимут  последнюю сцену перед роковым отъездом Столыпина в Киев.

Мы смогли лишь мельком посмотреть, как заседают министры за длинным столом, обтянутым зеленым сукном. Александру Устюгову предстояла сложная сцена, как раз то самое последнее заседание – "политическое завещание" Столыпина. А такие моменты, как известно, требуют тишины и полного погружения в роль.

Телепремьера сериала про министра-реформатора состоится в эфире канала "Россия" в 2024 году.


Факты

Петр Аркадьевич Столыпин занимал пост министра внутренних дел и председателя Совета министров Российской империи с 1906 по 1911 год. Инициатор аграрной реформы, направленной на разрушение сельской общины и создание класса крестьян – полноправных собственников земли, также содействовал переселению крестьян в Сибирь из Европейской части России. Его деятельность у многих вызывала неодобрение. При жизни на Столыпина была совершена серия покушений, и сам он принимал жесткие меры для подавления революционных настроений. В 1911 году в оперном театре в Киеве был смертельно ранен анархистом Дмитрием Богровым.