Из книги можно узнать, как автор-песенник познакомился с непростым подростком Юрой Шатуновым и почему группа распалась.

Сергей Кузнецов – автор всех громких хитов "Ласкового мая". Его воспоминания о том, как он создал в Оренбурге легендарную мальчишескую группу, были записаны для книги Ландыш Ахметшиной, подругой Кузи, как Кузнецова называли близкие. Закончить книгу сам Сергей Борисович не смог, он умер в ноябре 2022 года от сердечного приступа, пережив Юрия Шатунова всего на пять месяцев. Выбрали несколько ярких фрагментов из книги.

Долгие поиски вокалиста

"Васильич (так Кузнецов называл Юрия Шатунова. – Прим. ред.) был для меня родным человеком, он был мне как сын. Ведь когда мы с ним познакомились, ему всего-то было тринадцать, а мне двадцать два. Это было в ноябре 1986 года. В оренбургском детском доме я работал руководителем кружка художественной самодеятельности с 1984 года. Писал песни, вернее, они писались. И уже давно искал себе вокалиста. <...> Я знал, что солистом у меня будет только пацанёнок. Знал, как он должен выглядеть, какими чертами характера обладать, какой у него должен быть голос, слух и как он должен петь! Очень много ребятни прослушал. Да, были с голосами, и со слухом, и с характером, и даже с харизмой, но всё не то. Когда впервые увидел Юрку в Акбулаке, он был весь гря-я-язный такой, пропахший табаком!

– Привет, – говорю. – Кузя.

– Привет. Юра. А курить есть?

– Есть, конечно.

Покурил. Вернувшись в Оренбург, я отправил его в душ. Он помылся и потом пришёл ко мне, сел. Покормил я его. Уже после говорю: "Бери гитару". Он взял. – "Что ты можешь?"

Он говорит: "Да я могу что захочешь". Говорю ему: "Ну спой что-нибудь". И он запел "На маленьком плоту…"
Совершенно неповторимый, уникальный вокал. Юрка полностью погрузился в песню и словно её проживал. Невероятная харизма, и характер чувствовался. Какая-то фишечка во всём этом была! И тут я понял, что это тот самый пацан, которого я так долго искал в отношении вокала! Я, радостный, ему сказал: "Ну, хочешь ты или не хочешь, но тебе придётся стать звездой".

В феврале 2022 года Шатунов и Кузнецов сыграли вместе на концерте  в Оренбурге.

В феврале 2022 года Шатунов и Кузнецов сыграли вместе на концерте в Оренбурге.

скриншот YouTube

Фото:

Рождение "Белых роз"

"Как-то работали мы в ДК "Орбита". Купили, по-моему, 2 литра настоящего коньяка. Выпили. Еду домой. В голове летает фраза, такая вот непонятная: "Белые розы, белые розы". Утром проснулся, заварил себе крепкий чай. А в голове "Белые розы, белые розы…" Что за белые розы, я не понял. Сел за инструмент. И полились строки и мотив. За пятнадцать минут я эту песню сделал. <...> Песня эта о людях, детях, которые когда-то были нужны, а потом их бросили на произвол судьбы, просто они перестали быть нужными".

Черновик песни "Белые розы".

Черновик песни "Белые розы".

из книги "Ты просто был частицею меня... Памяти Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова"

Фото:

ЦИФРА

7 концертов за день приходилось давать "Ласковому маю", когда Андрей Разин взял группу под своё крыло. Как отмечает Кузнецов, "вытягивал всё это один Юрка, очень уставал и никто не обращал внимания, что он ещё ребёнок".


Ершистый характер

Как вспоминает Кузнецов, Юрий Шатунов в свои 13 лет был тот ещё подросток. Он периодически сбегал из детского дома то к тётке своей, то ещё куда-то, но возвращался. Работать с ним было нелегко. В книге это описано так:

"Он поёт, а я понимаю, что он сейчас там, с ребятами, гоняет шайбу. Часто он мог прийти на репетицию прямо на коньках, но я терпел такое панибратство. Этот вокалист того стоил".

ЦИТАТА

"Он (Юра Шатунов) не любил публичности, ему было не в кайф работать на сцене. Он как-то стеснялся, что ли, себя показывать на сцене. Но потом это прошло".
Сергей Кузнецов

Приход в группу Разина

Андрей Разин (Вадим Криворотов – имя при рождении) познакомился с Сергеем Кузнецовым в 1988 году. Он предложил ему поехать в Москву и записать песни "Ласкового мая" с ним, с Рази­ным, в качестве вокалиста. Кузнецов бросать своих детдомовских мальчишек из группы не захотел, и они все перебрались в столицу, но, как вспоминает в книге мама Сергея Кузнецова, условия проживания ребят были ужасные. В марте 1989 года, на пике популярности "Ласкового мая", Сергей Кузнецов принял решение покинуть коллектив.

"В основном, конечно, из-за конфликтов с Разиным, т. е. Криворотовым, – объясняет он в мемуарах. – Однажды мне даже пришлось его приложить подсвечником. Да, и такое было. Ведь тот "Ласковый май", который создавал я, его идеи полностью были испорчены. Созданный мной мальчиковый коллектив стал приобретать причудливые оттенки. Юрку увешивали разными безделушками, бусами и цепями, чего ни я, ни Юрка терпеть не могли. Мои песни, написанные для конкретного солиста Шатунова, теперь распевали десятки "клонов" под его фонограмму и по всей стране. Разин, т. е. Криворотов, он думал только о деньгах, его не интересовали работа в студии, работа на сцене, а меня же в первую очередь интересует это, т. е. тут серьёзные разногласия… Ну, я не люблю, что всё сходится именно к деньгам, не нравится мне это".

Часть ребят ушла тогда с Кузнецовым, и он организовал группу "Мама", чьи песни без разрешения перепевала разиновская группа "Ласковый май". Шатунов не ушёл с Кузнецовым. Он бросил "Ласковый май" только в 1991 году, чтобы наконец стать свободным.

После ухода из "Ласкового мая" Шатунов, как вспоминал Сергей Кузнецов,  какое-то время занимался грузоперевозками на своём КамАЗе, которым с ним расплатились за концерт в городе Брежневе, ныне Набережные Челны. Но он очень быстро от этого занятия отказался.


Источник: gazetametro.ru