Собирали со всех музеев

До нашего времени дошло всего десять портретов кисти Ивана Вишнякова. На выставке "Живописных дел мастер..." представлены произведения из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи, Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, музеев Твери и Рыбинска. Впервые зрители увидят 17 образов из иконостаса Троицкой соборной церкви, созданных Вишняковым в 1755 году.

Детский портрет

Картину "Девочка с птичкой" предоставила на выставку Третьяковская галерея. "Детские портреты – особая тема в творчестве Ивана Яковлевича, – комментирует заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский. – Самый знаменитый – это, без сомнения, портрет Сарры-Элеоноры Фермор, дочери шотландского дворянина Виллима Фермора. Он долгое время был прямым начальником Вишнякова в Канцелярии от строений и, скорее всего, заказывал ему портреты своих детей".

Картина

Картина "Девочка с птичкой".

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Её Императорское Величество

Иван Вишняков неоднократно писал большие парадные портреты императрицы Елизаветы Петровны. Работа, представленная на выставке, была написана по заказу Сената. "Не думаю, что Елизавета Петровна позировала Ивану Яковлевичу, – комментирует Григорий Голдовский. – Возможно, художник писал по уже выверенным работам, одобренным Её Величеством. Так было принято".

Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

На Богоматерь надели корону

Два зала Михайловского замка посвятили иконописи. "Троицкая соборная церковь, для которой Иван Вишняков писал иконостас, была уничтожена в 1930-х годах, – рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX века Русского музея Светлана Моисеева. – А иконостас был передан нам и почти 100 лет пролежал в фондах. Четыре года шла реставрация образов. После окончания выставки специалисты продолжат работать с ними. Наши мастера сделали выводы, что ранее кто-то реставрировал эти произведения искусства. У нас сохранилась литография XVIII века, на которой иконостас изображён полностью. Так вот там "Богоматерь с младенцем" без короны, а на живописной работе, которая попала к нам, – уже с короной. Значит, "короновали" её значительно позже. Когда именно и что нам с этим делать, будут решать специалисты".

"Коронованная" Богоматерь с младенцем.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:


Надежда Егорова, художник-реставратор масляной живописи:

"Я работала со многими картинами. Образ "Благовещенье" раньше кто-то реставрировал, но плохо. Были переписаны одежды, закрашены облака. Пришлось всё восстанавливать".
Художник-реставратор масляной живописи Надежда Егорова.

Художник-реставратор масляной живописи Надежда Егорова.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото: