Самая распространенная – это давно известная у нас марка Chery, на втором и третьем местах Geely и Lifan. Также в первую пятерку входят Haval и Great Wall. Активно представляются и новинки: за первые полгода в России было презентовано 30 моделей 14 китайских марок (из них 3 электромобиля), а в июле стартовало еще около десяти новинок.
Что касается цен, то на данный момент самый бюджетный вариант, марка Chery Tiggo4Pro, у дилера начинается от 2 млн рублей. Haval Jolion Elite – от 2,1 млн рублей, Geely Coolray – от 2,1 млн рублей.
Станции техобслуживания и автомастерские уже столкнулись с увеличением потока клиентов с автомобилями китайских марок. Как рассказали Metro в одной из крупнейших сетей российского автосервиса, всего с начала года таковых у них стало на 7% больше по сравнению с прошлым годом, и с каждым месяцем число растет. Особенно много, почти на 35%, больше стали обращаться по поводу ремонта и обслуживания владельцы "свежих" китайских авто возрастом до 4 лет. Чаще всего на СТО заезжали автомобили марок CHERY, LIFAN, GEELY. Заметно увеличилось количество машинозаездов авто марки Haval, CHANGAN (CHANA) и JAC.
Тем не менее пока общая доля их все равно не такая значительная на российском рынке.
"Мы ожидаем, что структура обслуживаемого автопарка заметно изменится только через 2–3 года, когда закончится гарантия производителя и большинство водителей перейдут на обслуживание в крупные автосервисы", – рассказала Metro Татьяна Овчинникова, директор международной сети автосервисов.
Не секрет, что россияне пока относятся к китайскому автопрому к долей подозрения. Есть мнения, что "китайцы" имеют множество слабых мест и вообще плохо приспособлены к российским реалиям.
"Это специфические марки и модели. Слабые по части антикоррозийной, быстро ржавеют, гниют. Раньше сборка была очень плохая, сейчас подтянули. Увы, долговечности "европейцев" и "корейцев", конечно, нет, но в целом с "китайцами" все в порядке", – говорит Максим Соколов, автомеханик. "По запчастям кузовным многие сталкиваются с отсутствием выбора, а что было – отвратительного качества. Но я бы не сказал, что их массово кинулись все ремонтировать. Вполне возможно, что как раз сейчас проехали год-полтора – и пора обслуживать. Поэтому волной поехали к дилерам и по сервисам", – предполагает Максим.
И все же на нехватку или вообще отсутствие запчастей жалуются многие автовладельцы и ремонтники.
"В ремонте и обслуживании машин из Поднебесной мы не отмечаем каких-то особенностей, нет характерных "болячек" или типичных поломок. С технической стороны все стандартно. Главная сложность в обслуживании "китайцев" – это подбор и заказ необходимых запчастей. Нет доступной информации о технологиях ремонта, нет каталогов запчастей и данных о модификациях. Конечно, мы постепенно накапливаем собственные данные, аккумулируем опыт всех наших станций. Но ситуации, когда ты заказываешь деталь к автомобилю, а приходит нечто совершенно иное – длиннее, короче или вообще другой конфигурации, – все еще случаются часто", – говорит Татьяна Овчинникова.
Это интересно
Как рассказало на днях РИА "Новости" со ссылкой на данные китайской таможни, в июле 2023 года в Россию было экспортировано 80,3 тыс. новых легковых машин на сумму 1,06 млрд долларов. Это стало самой крупной месячной поставкой китайских авто за всю историю. А всего в России, по данным агентства "Автостат", на 1 июля насчитывалось более 1 млн единиц машин из Поднебесной. Это 2,4% от всего парка легковых машин в стране.