В России проходит digital-диктант. Его первый этап – офлайн-тестирование – завершился 18 мая. Новосибирцы прошли его на площадке НГУЭУ. Зачем нужно проверять цифровую грамотность, разбиралось Metro.

– Практически вся коммуникация сейчас проходит в цифровом формате, и этим часто  пользуются злоумышленники, – рассказал Metro официальный представитель digital-диктанта в Новосибирске Олег Лупиков – директор IT-компании Hook Production. – Людям важно прокачивать свою грамотность, чтобы не стать жертвами мошенников.

За последний год число фишинговых атак в России увеличилось на 350% по сравнению с прошлым годом. Поэтому одна из задач digital-диктанта – привлечь внимание к этой проблеме.

– Люди должны понимать, как защитить себя в этих условиях, – комментирует Олег. – За прошлый год 74% россиян так или иначе столкнулись с рисками. И многие из них всё-таки стали жертвами мошенников, потому что они не знают, как вести себя в Cети, какие ссылки можно открывать, какие нельзя, т. к. у них отсутствуют знания в кибер-безопасности.

В группу риска попадают не только люди старшего поколения, но и молодёжь, хотя, казалось бы, вот кто проводит сутки напролёт в Сети. Но знание трендов и основ цифровой грамотности отнюдь не одно и то же.

– Молодые люди в возрасте до 18 лет больше всего подвержены проблемам, связанным с мошенничеством в Сети, – поделился с Metro Олег. – А вот возрастная категория 18–25 лет имеет самый высокий уровень цифровой грамотности. Это данные по Москве. Проведение диктанта поможет выявить более широкую картину по стране.

Digital-диктант проходит в России впервые. Организаторами выступили общественная  организация РОЦИТ, РАЭК и Microsoft. К проекту присоединились популярные интернет-ресурсы, такие как Avito, Rambler, Mail.ru и другие.

– РОЦИТ который год проводит исследования по цифровой безопасности, но все они проходили в закрытом формате, – говорит Олег. – Они придумали индекс цифровой грамотности, который измеряет уровень владения всеми цифровыми навыками. И в 2018 выяснилось много интересных подробностей, в т. ч. и то, что этот индекс у россиян снизился на 14,7% по сравнению с прошлым годом.

Причиной "победы" мошенников становится невнимательность пользователей. 

– Большинство случаев мошенничества сводится к тому, что пользователю звонит человек и просит в той или иной форме предостаить конфиденциальные данные. Например, назвать номер на обороте банковской карты, хотя на самой карте написано, что даже сотрудники банка не имеют на это права. Чаще всего люди ведут себя невнимательно и действуют по наитию. Если вы столкнулись с интернет-обманом или ошибочно перевели кому-то деньги, то первое, что можно сделать (помимо обращения в полицию), – написать на горячую линию РОЦИТ, – советует Олег. – Вам помогут вернуть деньги или найти злоумышленников.

Акция проходит в два этапа: первый завершился 18 мая – в этот день состоялось офлайн-тестирование в крупных городах России, второй продлится до 24 мая и будет проходить онлайн на сайте цифровойдиктант.рф.