Спектакль The Days был показан 22 февраля в рамках внеконкурсной программы фестиваля камерных и моноспектаклей "Один. Два. Три", который проходит в Новосибирске до 29 февраля.

Танц-художники из Финляндии – Мария Нурмела и Вилле Ойнонен – в течение двух дней проводили традиционный мастер-класс, по результатам которого одна пара была выбрана для участия в постановке. Как рассказали сами победители, оба они
попали на кастинг случайно и совсем не ожидали, что их выберут.

– Как узнала, что я буду участвовать в спектакле, у меня аж давление поднялось, – улыбается Елена, участница перформанса. – Я вообще всегда стесняюсь. А тут я как будто изменилась. Это благодаря вот этим ребятам, конечно. Они настолько доброжелательны, настолько передают свои эмоции, что ты тоже хочешь что-то передать другим.

Всё представление построено на одном приёме: танцоры как будто "вырезают" скульптуру своего партнёра. Сначала двигается один, замирает, потом начинает двигаться другой, замирает, при этом оба находятся "в контакте" друг с другом, передавая свои эмоции и сюжетную линию.

Каждый раз она разная, но это всегда история одной пары. Это может быть рассказ о влюблённых или, наоборот, о людях, не понимающих друг друга, о конфликтах или примирениях – история вершится здесь и сейчас, это полная импровизация. В последние 10 минут выходит пожилая пара и, продолжая использовать этот приём, завершает показ.

В этот раз спектакль закончился разрывом отношений у молодых и неспешным, гармоничным танцем возрастных танцовщиков. Мнения зрителей разделились: кто-то увидел в Елене маму Марии, которая успокаивает её после разрыва с любимым, а кто-то решил, что это альтер-эго Марии в преклонном возрасте, когда все страсти уже поутихли, появилась мудрость и умение слышать партнёра – поэтому танец всё-таки случился.

Как признались авторы проекта, для них самих каждый спектакль – сюрприз: они не знают, какую историю будут рассказывать и чем она закончится. Мария и Вилле остались очень довольны Еленой и Анатолием и очень переживали за них.

– А у меня страха перед выступлением не было, я себя настроил, – лукаво рассказывает Анатолий. – До этого никогда не танцевал и в подобных проектах не был. Получить овации было приятно, как и работать с замечательными людьми (улыбается).

– Перед выходом на сцену я была не уверена (в себе), – рассказывает Елена. – Хотя мы много репетировали, но мондраж, конечно, был: всё-таки много народу, молодёжь в основном. На сцене я раньше не выступала, я вообще я очень стеснительный человек. Я далека от творческих сфер, хотя меня всегда тянет к этому. Видимо, эта моя часть не реализована в жизни. Вообще я сама от себя такого не ожидала (смущённо улыбается).

Во время совместной работы финские танцовщики и новосибирская пара нашли много общего: так, Елена отметила, что Вилле и Мария очень похожи на них в молодости, а Мария призналась, что её полное имя – Мария-Елена. Как отметили зарубежные гости, к их удивлению, мастер-класс в Новосибирске оказался рекордсменый по многим параметрам: здесь было больше всего участников-мужчин (6), был самый возрастной участник (собственно, Елена, 71 год) и сама продолжительность воркшопа также побила все рекорды (в других странах репетиции проходили в течение одного, а не двух дней, как в Новосибирске).

Сама идея включить в перформанс танец пожилой пары пришла к постановщикам спотанно, всего за неделю до премьеры. Но после первых же репетиций оказалось, что именно такой финал (когда танцуют возрастные непрофессиональные танцоры) помог сделать спектакль таким проникновенно-философским.

Мария Нурмелла:

"С опытом человек сам становится интереснее и богаче внутреннее, и в танце это тоже проявляется. Поэтому я думаю, что мы должны изменить мир танца. Танец должен принадлежать всем. Не только людям с определенной конституцией тела или определённого (молодого) возраста. Танец – он для всех".

Вилле Ойнонен:

"Танец может существовать без эмпатии. Это возможно. Но будет ли этот танец хорошим? Эмпация необходима для всего, что мы делаем в жизни. И танец только подчеркивает её необходимость".