Кстати
Надежда Сергеева

В этом году на конкурсе Forte International Music Competition в Карнеги-холле в Нью-Йорке артистка получила 1 премию, золотую медаль и специальный приз Most Charming Lady Award как самая артистичная исполнительница.
Надежда была первой русской исполнительницей за последние 10 лет, кто удостаивался чести записать диск на радио Ватикана.
Она трижды получала награду в международном конкурсе «Музыка Европы» в Филадельфии (Италия) и дважды в международном конкурсе-фестивале «Ночь в Мадриде» в Мадриде и Толедо (Испания).
Удостоена звания «Лучший выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского» в 2013 году.
В 2015 году Надежда Сергеева вышла в финал конкурса "Лучший педагог школы искусств", который был организован Правительством Москвы. Теперь она входит ТОП-12 преподавателей школ искусств столицы.  

Разный подход к учёбе
Принципы музыкального образования в нашей стране и заграницей сильно отличаются друг от друга.
– Система образования у нас трехступенчатая: музыкальная школа – музыкальное училище – консерватория, – объясняет Надежда. – По сравнению с западными странами, у нас даётся больше теории, дополнительных предметов, и в целом образование является более фундаментальным. Кроме того, обучение в музыкальной школе не освобождает ребенка от выполнения домашних заданий в обычной. Часто родители больше думают о том, решил ли малыш примеры и написал ли он сочинение, а не проверяют, разучил ли он гаммы. Впрочем, у такого подхода есть несомненный плюс – дети вырастают всесторонне развитыми. И даже если вдруг они передумают в будущем заниматься музыкой, легко смогут проявить себя в другой сфере.

В Америке и Европе, объясняет Надежда, стратегия другая.
– Там учителя и родители уверены: «Каждый должен заниматься своим делом», – говорит Cергеева. – Поэтому если ребенок серьезно увлекся фортепиано или арфой, то его не будут ругать за тройки по биологии или химии, ведь эти предметы ему совсем ни к чему.

Вопрос оплаты
В России и на Западе существуют различия и в финансовых вопросах.
– Музыкальное образование бесплатное, если вы прошли по конкурсу, – говорит Надежда. – Если вам не повезло, можно учить малыша на бюджетной основе. В этом случае за занятия в московской ДМШ родители платят от 2000 до 7000 рублей в месяц в зависимости от класса. За границей обучить ребенка музыке стоит в несколько раз дороже.

Та же история и с высшим образованием
– Высшее музыкальное образование в России опять же можно получить бесплатно (если Вы пройдете по конкурсу, - рассказывает арфистка. – А стоимость обучения на платном отделении Московской консерватории порядка 400 тыс. рублей в год. Для сравнения, в США стоимость высшего музыкального образования доходит до 30 тыс. долларов в год (это почти 2 млн. руб.)

Педагог – важнее всего
Сергеева уверена, что самое главное в любой учёбе, где бы вы не занимались, в России или на Западе, – это найти хорошего педагога. Такого, который привьёт ребенку любовь к музыке, поможет раскрывать его талант и добиться успехов на профессиональных конкурсах и фестивалях. Очень важно, чтобы преподаватель мог найти с малышом общий язык, хвалил его, но не перехваливал и мотивировал на занятия.

– Я уже на первом уроке говорю ученику: «Через 2 месяца у тебя концерт!», – говорит Надежда. – И всё, после этого он начинает увлеченно готовиться. И показывает первые результаты. А через пару лет его ждут и первые крупные победы. Например, в мае на Европейском музыкальном конкурсе им. Паоло Серрао три мои ученицы получили 1 премию. Отличились Ксения Курлович (7 лет), Ксения Кочергина (7 лет) и Диана Седова (10 лет). Причем Ксения Курлович за несколько дней до этого получила еще 1 премию на 4-м Международном музыкальном конкурсе в Стокгольме. А до этого мои ученицы Диана Седова и Лиза Раджханс (11 лет) стали лауреатами 10-го открытого конкурса-фестиваля камерного ансамблевого музицирования им. Т.А. Гайдамович.