Разный подход к учёбе
Принципы музыкального образования в нашей стране и заграницей сильно отличаются друг от друга.
– Система образования у нас трехступенчатая: музыкальная школа – музыкальное училище – консерватория, – объясняет Надежда. – По сравнению с западными странами, у нас даётся больше теории, дополнительных предметов, и в целом образование является более фундаментальным. Кроме того, обучение в музыкальной школе не освобождает ребенка от выполнения домашних заданий в обычной. Часто родители больше думают о том, решил ли малыш примеры и написал ли он сочинение, а не проверяют, разучил ли он гаммы. Впрочем, у такого подхода есть несомненный плюс – дети вырастают всесторонне развитыми. И даже если вдруг они передумают в будущем заниматься музыкой, легко смогут проявить себя в другой сфере.

В Америке и Европе, объясняет Надежда, стратегия другая.
– Там учителя и родители уверены: «Каждый должен заниматься своим делом», – говорит Cергеева. – Поэтому если ребенок серьезно увлекся фортепиано или арфой, то его не будут ругать за тройки по биологии или химии, ведь эти предметы ему совсем ни к чему.

Вопрос оплаты
В России и на Западе существуют различия и в финансовых вопросах.
– Музыкальное образование бесплатное, если вы прошли по конкурсу, – говорит Надежда. – Если вам не повезло, можно учить малыша на бюджетной основе. В этом случае за занятия в московской ДМШ родители платят от 2000 до 7000 рублей в месяц в зависимости от класса. За границей обучить ребенка музыке стоит в несколько раз дороже.

Та же история и с высшим образованием
– Высшее музыкальное образование в России опять же можно получить бесплатно (если Вы пройдете по конкурсу, - рассказывает арфистка. – А стоимость обучения на платном отделении Московской консерватории порядка 400 тыс. рублей в год. Для сравнения, в США стоимость высшего музыкального образования доходит до 30 тыс. долларов в год (это почти 2 млн. руб.)

Педагог – важнее всего
Сергеева уверена, что самое главное в любой учёбе, где бы вы не занимались, в России или на Западе, – это найти хорошего педагога. Такого, который привьёт ребенку любовь к музыке, поможет раскрывать его талант и добиться успехов на профессиональных конкурсах и фестивалях. Очень важно, чтобы преподаватель мог найти с малышом общий язык, хвалил его, но не перехваливал и мотивировал на занятия.

– Я уже на первом уроке говорю ученику: «Через 2 месяца у тебя концерт!», – говорит Надежда. – И всё, после этого он начинает увлеченно готовиться. И показывает первые результаты. А через пару лет его ждут и первые крупные победы. Например, в мае на Европейском музыкальном конкурсе им. Паоло Серрао три мои ученицы получили 1 премию. Отличились Ксения Курлович (7 лет), Ксения Кочергина (7 лет) и Диана Седова (10 лет). Причем Ксения Курлович за несколько дней до этого получила еще 1 премию на 4-м Международном музыкальном конкурсе в Стокгольме. А до этого мои ученицы Диана Седова и Лиза Раджханс (11 лет) стали лауреатами 10-го открытого конкурса-фестиваля камерного ансамблевого музицирования им. Т.А. Гайдамович.