Такое бюджетное правило будет полезным для бюджета, но вряд ли окажется однозначно эффективным при колебании валют, говорят аналитики.

Александр Купцикевич, аналитик FxPro

– Подобное бюджетное правило может оказаться скорее полезным, чем эффективным. Ведь будет пополняться резервный фонд. Думаю, что не обойдётся и без его расходования в случае ослабления цены на нефть. Расходование резервов здорово помогало экономике в разгар финансового кризиса, но часть денег тратилась также на уменьшение волатильности рубля. Похоже, что эта проблема отчасти будет решена подобным правилом. Его минус, как и раньше, – хронические ошибки в прогнозировании цены нефти и соответственно неоптимальный выбор уровня «отсечения».

– Если исходить из уравнений на сегодняшний день, то Минфин долже действовать при курсе доллара ниже 58-60 рублей. Но эта цифра может оказаться выше, так как последнее время рубль растёт медленнее, чем нефть.

– Что касается высказывания Силуанова относительно того, что "сырьевой рост валют нам не нужен", то укрепление рубля вслед за нефтью действительно не является отражением усиления экономики и возвращает нас к тем уровням, когда наше производство было менее конкурентоспособным. Кроме того, препятствия росту рубля будут действовать в качестве фактора, сдерживающего колебания валютного курса. Экономика способна адаптироваться к любому курсу – это лишь вопрос времени. Для неё гораздо хуже резкие скачки курса в любую сторону. Одинаково плохо для бизнеса и домохозяйств как укрепление рубля на 20% за два месяца, так и соответствующая магнитуда спада.

Никита Куликов, исполнительный директор Heads Consulting

– Наконец-то и в правительстве страны пришли к мнению, что слабый рубль и действующие санкции - это как раз тот толчок, который был так необходим российской экономике для того, чтобы, может, и не соскочить с нефтяной иглы, но хотя бы попытаться немного сдвинуться от сырьевой экономики к технологичной. Действительно, слабый рубль дает гораздо большие перспективы для многих отраслей: в частности, производство товаров по некоторым номенклатурам в пересчете на иностранную валюту в России стало дешевле, чем даже в Китае, и, следовательно, если такая тенденция продержится хотя бы пару лет, то российская экономика сможет спокойно конкурировать даже с китайской, чьи товары производства фактически заполонили все страны. Собственно, в подтверждение слов министра Силуанова рубль показывает крайне незначительные колебания при довольно серьезном росте цен на нефть, тем самым доказывая, что стоимость курса рубля к иностранным валютам сейчас является реальной, в отличие от того, что было в 2014 году, когда потолок в 33-35 рублей за доллар США искусственно поддерживался финансовыми институтами в правительстве.