Смольный и железнодорожники создали рабочую группу, которая проанализирует варианты строительства линии "Аэроэкспресса" в Пулково. Об этом по итогам совещания в Москве заявили в администрации Петербурга. Рассматриваются два маршрута: от Балтийского и Витебского вокзалов.

Проект обсуждается более пяти лет. Ещё в 2014 году Минтранс поддержал предложение города о проведении линии от Балтийского вокзала. Даже назывались конкретные суммы: 10 млрд из федерального бюджета и ещё пять – от города и ж/д. Но его откладывали из-за отсутствия денег и земельных вопросов.

Теперь, когда проект поддержали в Москве, у него есть реальный шанс быть реализованным. Но в целесообразности "Аэроэкспресса" по образцу московского есть сомнения, уверен Алексей Калачёв, эксперт "Финам".

– В столице линия приносит доход, – говорит эксперт. – Но там ситуация другая. В Петербурге аэропорт находится близко от города и нет таких сумасшедших пробок, как в Москве. Он мог бы помочь туристам на чемпионате мира. Если вынести чемпионат за скобки, трафика жителей и гостей  будет явно недостаточно, чтобы окупить данный проект при приемлемых для населения тарифах, а при завышенной стоимости - в Москве проезд обходится в 420 рублей - он не сможет конкурировать с другими видами транспорта на столь небольшом расстоянии. Разве что решением властей одновременно с запуском "Аэроэкспресса" будут закрыты прочие маршруты в сторону "Пулково", чего в нынешних реалиях нельзя полностью исключить.

Проблема крупных инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости инвестиций в нашей стране заключается в том, что при сопоставимых с европейским уровнем затратах на строительство средний уровень доходов пользователей объекта и платежеспособный спрос в разы ниже.

- В результате, примеров действительно окупившихся проектов такого рода найти трудно, – комментирует Калачёв. – В качестве выхода из такой ситуации всё большую популярность набирает такая форма инвестирования, как государственно-частное партнёрство (ГЧП) с элементами концессии. В частности, по подобной схеме в Северной столице строился Западный скоростной диаметр (ЗСД).На таких условиях заинтересованными сторонами становятся строительные подрядчики, а также участники консорциума-концессионера, ведь они получают практически гарантированный независимо от эффективности построенного объекта доход. Не случайно, что в составе консорциумов с энтузиазмом участвуют крупные госбанки, которые, к тому же, располагают достаточными для этого средствами. 

Фактически же этот праздник оплачивается региональным бюджетом, просто сумма оказывается равномерно разнесенной далеко во времени, говорит эксперт. 

Официально про экспресс до аэропорта Пулково:
 
В Москве под председательством вице-президента ОАО "РЖД" Петра Кацыва и вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина состоялось совещание по вопросу развития железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В совещании принял участие член Правительства Санкт-Петербурга – председатель Комитета по транспорту Александр Головин. Участники встречи обсудили проекты в сфере развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла.
Участники встречи рассмотрели проект организации железнодорожной связи с аэропортом Пулково. В этом отношении перспективным является проект экспресса "Санкт-Петербург-Витебский – аэропорт Пулково". Витебский вокзал удобно расположен в историческом центре города возле двух станций метро ("Пушкинская" и "Звенигородская"), на прилегающей к вокзалу территории организованы парковки и проходят трассы значительного числа маршрутов наземного общественного транспорта.
В прошлом году была утверждена "дорожная карта" по реализации проекта экспресса в Пулково. Дальнейшим развитием проекта займётся особая рабочая группа, о создании которой стороны договорились в ходе встречи 1 февраля. Среди её задач – дополнительные предпроектные проработки технических решений по совершенствованию железнодорожной инфраструктуры, в том числе с обоснованием необходимых финансовых затрат.