Современное анархическое движение объединяет приверженность антикапиталистическим и антифашистским идеям, а также стиль жизни. При этом сообщества анархистов очень разнообразны, их объединяют места общих тусовок, совместные акции.

В Петербурге анархическое движение представлено организациями вроде «Автономного действия», «Еды вместо бомб», а также различными инициативами, проектами и аффинити-группами (то есть небольшими компаниями близких друзей).
Социолог Дарья Литвина второй год занимается исследованиями анархического движения в самых разных его проявлениях. Кто-то из анархистов уезжает в экопоселения в надежде обрести свободу, кто-то занимается социально значимыми проектами, а кто-то останавливается на варианте «революции через повседневность». Например, многие анархисты практикуют безденежный обмен (фримаркеты), веганизм, фриганизм (в пищу употребляются продукты, подлежащие утилизации), шоп-лифтинг (когда из магазина выносятся продукты и вещи без оплаты), живут в сквотах.

«Мы заходим в магазин, покупаем хлеб за 32 рубля…покупаем иногда там какую-нибудь овсяную кашу… и лук. При этом я выношу шампунь за полторы тысячи, маску для лица за 3 тысячи, соусы там, макароны по 300 рублей… бухло, «Хеннеси», «Джэк Дэниэлс» – ну все что угодно. Вино по 600, по 700 рублей. Ну и как бы так я живу. Я стала очень привередливой с тех пор, как начала вот что-то выносить», – говорит 22-летняя Ирина (имя изменено).

Многие сегодняшние анархисты не едят мясо и продукты животного происхождения. Веганство – это протест против системы, которая навязывает людям потребление мясных продуктов ради выгоды от мясоперерабатывающей индустрии. Это воспринимается анархистами как дискриминация по видовому признаку, что противоречит идее равенства, то есть люди ставят свои прихоти выше жизни других живых существ.

Большинство современных анархистов – продукт среднего класса. Основу анархического движения составляют молодые люди в возрасте 18–27 лет, девушек примерно треть.

Самые радикальные анархисты принимают участие в акциях прямого действия, к которым относятся, например, нанесение граффити на различные объекты в городе, перформансы, митинги, шествия, а также столкновения с полицией и идеологическими врагами анархистов – наци-скинами.

Но основным их противником, по мнению анархистов, остается государство и его системы, поскольку они ограничивают свободу действий и мысли, используют репрессивные меры по отношению к «инакомыслящим», поддерживают военных и капиталистов, не занимаются решением острых социальных проблем.

Особенно остро складываются отношения анархистов с полицейскими. В частности, с центром «Э» (государственное управление по противодействию экстремизму МВД РФ), который воспринимается анархистами как злейший враг. По словам информантов исследования, полиция использует угрозы, физическое насилие, вербовку, унижение.
«Ловили после акций, приходили домой, спиливали двери. Ну вот у родителей когда я жил, мусора устраивали обыск», – рассказывает 23-летний Роман (имя изменено).

Интересно, что сопротивление системе анархисты могут оказывать, не подчиняясь начальству. Вообще противники капитализма и чрезмерного потребления довольно часто бросают учебу в вузе, отказываются от построения карьеры, уходят в рабочие специальности и становятся диспетчерами, парикмахерами, поварами. В их понимании – свободными людьми.