На днях в социальной сети Facebook появилась возможность поставить "дислайк" - значок, противоположный всем известному "лайку", выражающему одобрение. Впрочем, эта опция доступна лишь тем, кто скачал специальное приложение (подробнее - здесь).

Тем временем, пока официальной кнопки "дислайк" не появилось, мы решили разобраться, зачем вообще пользователи ставят "лайки" в социальных сетях и почему мы так любим, когда их ставят нам. Влияет ли количество полученных нами “сердечек” на популярность в реальной жизни? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к экспертам, которые так или иначе связаны с интернетом и сетевой популярностью.

“ Когда мы ставим “лайки”, происходит некий взаимообмен, который постоянно присутствует в нашем общении, - рассказал Metro интернет-психолог Александр Ватолин. - Например, если я с вами поздоровался, я жду, что вы тоже поздороваетесь со мной. Если вы не ответите, я почувствую некую неудовлетворенность. Также, если вы что-то выложили в сеть, вы ожидаете некого ответного действия от друзей и знакомых. Причем тут важно не столько количество лайков, сколько соотношение того, сколько всего “друзей” у вас есть в социальной сети и сколько “сердечек” вы получили.

Если во “Вконтакте” мы ставим “сердечки”, то на Facebook свое одобрение мы выражаем с помощью большого пальца, поднятого вверх. Принципиальной разницы тут нет, хотя “сердечки”, на мой взгляд, эффектнее”.

“ Лайки” дают некий баланс, - считает Герман Клименко, владелец и директор социальной сети LiveInternet. - Раньше, например, когда вместо социальных сетей использовали ЖЖ, функцию “лайков” выполняли комментарии и количество подписчиков. Но комментарии – не самый удобный способ мгновенно получать обратную связь, их обычно не пишут много. А людям, которые выкладывают что-то в интернете, нужно на что-то ориентироваться. “Лайки” показывают, что читателям понравилась ваша запись – это как аплодисменты в зрительном зале. Например, если я пишу статьи в интернете и обычно получаю за них примерно по 100 “лайков”, а сейчас получил 500, это значит, что статья удалась. Человек “лайкает” меня, чтобы я увидел, что он прочел мое сообщение и он в курсе. Это очень важный информационный обмен. “Лайки” также измеряют качество общения: они показывают, насколько вы на одной волне со своими знакомыми”.

“ В системе “лайков” перед нами двоичная система, и мы выбираем между “да” и “нет”. Здесь же выбор становится больше, а значит, сделать его сложнее. Вероятно, при такой системе пользователи будут ставить меньше оценок или ставить либо “пятерки”, либо ничего, таким образом приравнивая балльную систему к привычной “лайковой”, - считает интернет-психолог Александр Ватолин.

Мы также решили узнать у экспертов, как взаимосвязаны популярность человека в реальной жизни и количество “лайков”, которые он получает в социальных сетях:

“ Я не разделяю жизнь на реальную и виртуальную, ведь виртуальная жизнь – это часть реальной. Есть те, кто популярен и в реальности, и в интернете, а кому-то тяжело общаться вживую, и сеть дает им больше возможностей подружиться с кем-то. Так что я бы не стал пытаться установить закономерность, которая бы связывала популярность в жизни с количеством “лайков”, - рассказал Альберт Попков.

По этому вопросу мнения экспертов расходятся:

“ Популярность человека в жизни и в интернете взаимопроникаемы: если известный человек начинает вести активную деятельности в сети, у него быстрее появляются друзья и лайки, а человек, который уже стал популярным в интернете, может быстрее стать известным в реальной жизни”, - считает Валентина Шилова, кандидат социологических наук.

Напоследок мы решили узнать у людей, которые профессионально занимаются продажей “лайков”, сколько стоит одно “сердечко”, а также кому и зачем нужно их покупать:

“ Сегодня “поколение пепси” сменилось “поколением лайков”. Это целая культура со своими кумирами и лидерами, которая позволяет людям выразить кому-то свою симпатию прямо с телефона или сидя за компьютером, - считает Николай Сидоркин, один из создателей медиа-агентства Trend Media. - Для каждого "лайк" может иметь разную цену: от одного рубля до 150. Я обычно всем говорю, что на 100 рублей можно купить мешок картошки, а можно – 100 виртуальных “сердечек”. Чем популярнее и интереснее вы в интернете, тем дешевле будет стоить “лайк” для вас. Некоторые школьники или псевдозвезды, чтобы “раздуть” свою популярность, покупают искусственные “сердечки”: обычно они стоят недорого, но действительно помогают стать популярнее только единицам. На самом деле сначала появляется популярность, а уже потом - “лайки”.

Иногда покупка знаков одобрения может помочь, если вы хотите подороже себя продать рекламодателю или потенциальному подписчику. Например, если вы “накрутили” себе много “сердечек”, человек, который зайдет к вам в профиль, решит, что вы знамениты и он просто вас не знает, и подпишется на вас. Таким образом можно действительно стать интернет-celebrity”.