За последние 6 лет команда «КАМАЗ» не выигрывала ралли «Дакар» лишь единожды. В чём секрет успеха?

Андрей Каргинов (А.К.): - Если честно, иногда мы сами удивляемся нашим победам. Понятно, что весь состав команды делает свою работу очень качественно, но порой кажется, что даже звёзды на небе болеют за нас. Судите сами: на последнем "Дакаре" за три спецучастка до конца я смог отыграть почти 48 минут отставания от лидера. Как это произошло? До сих пор непонятно. Никто не мог изначально поверить в то, что такое возможно. Ни члены команды», ни лидер Жерар де Рой, ни кто-либо ещё.

Эдуард Николаев (Э.Н.): - Кстати, а вы в курсе, что на некоторых спецучастках "КАМАЗ" может финишировать быстрее, чем скоростной мотоцикл? Да-да, не удивляйтесь. Просто есть каменистые участки, где мотоцикл особенно не разгонится. А если и разгонится – то ненадолго. Поэтому, грузовые автомобили имеют здесь совершенно очевидные преимущества.

Известно, что "Дакар" переехал из Африки в Аргентину по соображениям безопасности участников. В Южной Америке вы себя чувствуете спокойнее?

Э.Н.: - Безусловно. В Африке до сих пор происходят военные действия: между собой враждуют Марокко и Мавритания. Конечно, на время ралли организаторам удавалось договориться, чтобы никаких столкновений не было, но зачастую от этого было мало толку.

Трудно говорить о какой-то цивилизованности местных жителей. Машину готовы украсть вместе с водителем. И были инциденты. Например, взяли в заложники чешский экипаж, но потом, слава богу, ребят отпустили. Ещё один момент – гонка проходила по минному полю. Более того, никто точно не знал, где эти мины находятся, где они остались. И в истории нашей команды был случай, когда машина сломалась прямо посредине места, где могли быть мины. Ощущение, думаю, не из разряда приятных…

В Южной Америке на этом фоне все спокойнее, лучше и куда цивилизованнее. По ходу гонки встречаются небольшие города, где ты можешь заправиться и поехать дальше. Там тебя приветствуют люди, что-то кричат, улыбаются. А в Африке даже солярку приходилось носить древним способом, чуть ли не коромыслом.

"Дакар-2014" - дебют Владимира Чагина в качестве менеджера-руководителя команды. Как прославленный гонщик проявляет себя в новой роли?

А.К.: - Дебют Владимира Геннадьевича, как тим-менеджера команды, состоялся в 2013 году, когда мы заняли все три первых места. Чагин - руководитель в лучшем смысле этого слова. Он настолько неотъемлемая часть коллектива, что без него "КАМАЗ-мастер" невозможно представить. Чагин приходит на работу одним из самых первых, а уходит одним из самых последних. Сейчас он руководит разработкой новых комплектующих для машин, подсказывает по многим вопросам. занимается развитием на перспективу.

Кстати, о комплектующих. Вот в "Формуле-1" каждый год в этом плане что-то меняется. А в ралли?

А.К.: - Технические новинки есть, по большей части они направлены на повышение безопасности гонок на грузовиках. Чего уж скрывать: ралли-рейды - опасный вид спорта. Что касается самого свежего нововведения, то это ограниченный литраж двигателя. Теперь он ограничен 16, 2 литрами. Вступит в действие это правило в 2016 году. В гонке этого года уже участвовало два "КАМАЗа" с новым объемом двигателя, мы проводили и будем ещё проводить соответствующие испытания этих новых моторов. Также можно отметить такой параметр, как ход подвески – он ограничен 300 миллиметров и весить грузовик должен не менее 8, 5 тонн.

Сейчас «КАМАЗ» запускает специальный проект, по итогам которого в команде появится новый человек. Речь идёт о пилоте?

Э.Н.: - Нет, не о пилоте. В рамках проекта "Стань легендой" мы будем искать нового члена команды: механика или инженера.

Будут проведены отборочные туры: претенденты покажут свои способности в тренажёрном зале, в деле сборки машины и на тренировочном полигоне "КАМАЗа" в Набережных Челнах. Человек, который всё это сумеет выдержать, примет участие в раллийном заезде в кабине спортивного Камаза в составе одного из наших экипажей.

К чему же должен быть готов этот счастливчик?

Э.Н.: - Во-первых, ему понадобится надёжный вестибулярный аппарат. Потому что нагрузка на него просто колоссальная. На некоторых участках трассы потряхивает так, что, как говорится, не нужно никаких дополнительных комментариев. Отдельная песня – физическая подготовка, она должна быть на уровне. Ну и нужно умение разбираться в машине, умение работать с узлами и агрегатами. Без этого никуда. Ещё раз повторюсь - необходимо будет выдержать серьёзную тряску. Пощады никому не будет (смеётся – Прим. Ред.).

Чем питаются члены "КАМАЗа"?

Э.Н.: - Питание вполне обычное, ничего сверхъестественного нет. Все дело в том, что каждый член команды перед гонкой уже примерно знает свой рацион, сколько ему надо съесть, чтобы быть в форме и делать своё дело максимально эффективно.

Ежегодно в России проходит ралли "Шёлковый путь". Не изменится ли в 2014 году её маршрут?

Э.Н.: - Надо сказать, что отдельные спецучастки "Шелкового пути" меняются каждый год. Первая гонка в 2009 году вообще прошла по территории трех стран – России, Казахстана и Туркмении. В этом году старт шестого издания ралли "Шелковый путь" будет дан на Красной площади в Москве 4 июля 2014 г. Из столицы России гонка возьмет в этот раз направление на восток к Казахстану. Спортсменов ждут знаменитые отроги Устюрта и пустыни Прикаспийской низменности. Также в программе ралли - проезд через Казань, столицу Татарстана, где участники смогут увидеть спортивные объекты, построенные специально к Универсиаде 2013 года. Финишный подиум будет ждать победителей у стен астраханского кремля 12 июля 2014 года.

В связи с последними политическими событиями интересной представляется судьба "Ралли Крым"?

А.К.: Думаю, что гонка будет развиваться, правда "КАМАЗ" в «Ралли Крым» не участвует , потому что специфика трассы там такова, что она больше подходит для джипов.

Мы же больше выезжаем на этапы чемпионата России и проводим специальные тренировки в Астраханской области . Также выезжаем в марокканскую пустыню, где шлифуем мастерство в преодолении огромных песчаных дюн.

Сейчас межсезонье. Что ждёт "КАМАЗ" в ближайшем будущем?

Э.Н.: Не секрет, что после финиша «Дакара» уже на следующий же день все живут новым «Дакаром». Команда "КАМАЗ-мастер" - не исключение.

Есть планы спортивные, есть планы производственные. И те и другие весьма насыщенные в этом году. В автоспорте нельзя останавливаться в развитии. Как говорится, нужно крутить педали постоянно, чтобы не упасть с велосипеда. Постоянная модернизация и совершенствование машин, конечно, требует затрат и больших усилий, но расслабляться нельзя, ведь конкуренты не дремлют.

Что касается соревнований, в ближайшие полгода - "Шелковый путь" и этапы чемпионата России.