Какова причина крушения?
К настоящему моменту все новостные сообщения малоинформативно, потому что эксперты только сейчас наконец добрались до места трагедии. Одна из возможных причин – теракт. Разгерметизация салона из-за внутренних проблем в механике воздушного судна не фатальна и не может стать причиной падения. Декомпрессия из-за взрыва на борту – совсем другое дело. Но решение о том, стал ли причиной произошедшего теракт, можно будет вынести лишь после того, как криминалисты осмотрят обломки.

Почему никто не ожидает найти на месте крушения выживших?
Трудно выжить при столкновении с землёй, особенно в горной местности. Сила удара была слишком высока. Однако полностью исключать надежду не стоит, потому что бывали случаи, когда при столкновении с землёй в управляемом полёте находили выживших.

Летать бюджетными перевозчиками (лоукостерами) опаснее, чем обычными авиалиниями?
Не обязательно. Если авиакомпания предлагает перелёты по низким ценам, это не значит, что она игнорирует требования безопасности. Есть вполне легальные способы снижения затрат на перелёты и снижения цен на билеты. С другой стороны, случаи, когда компании экономили на безопасности, игнорируя обязательные проверки, случались не раз и, боюсь, произойдут и в будущем. Но у Germanwings, насколько мне известно, не было таких инцидентов.

Насколько безопасен Airbus A320?
Airbus A320 – это узкофюзеляжный самолёт для перелётов малой и средней протяжённости. С точки зрения технической оснащённости, он схож с Boeing 737. Все лайнеры семейства Airbus обладают высокоавтоматизированными системами управления полётом. Можно сказать, что в каком-то смысле инженеры даже перестарались, потому что пилоты Airbus A320 не так много времени проводят за штурвалом – эти самолёты сконструированы так, чтобы большая часть управления ложилась на автопилотирующий механизм. Типичный сценарий: за два часа полёта пилот Airbus A320 управляет самолётом всего 10-15 минут, и то лишь при взлёте и за несколько минут до посадки. Подобная практика применяется на всех авиалиниях. Как следствие, внештатные ситуации прорабатываются только на симуляторе.

Все самолёты Airbus обладают высокотехнологичной системой оповещения об аварии. В случае одной неполадки это очень удобно, но если проблем несколько, в кабине пилота могут выть сирены и мигать лампочки, что несколько затрудняет работу. Экипажу потребуется время, чтобы проанализировать ситуацию и принять решение по безопасной посадке. Излишняя автоматизация может быть и благом, и медвежьей услугой.

Что может подсказать криминалистам о причине трагедии?

Первое, что делают эксперты по прибытии на место крушения – выясняют, есть ли выжившие, чтобы оказать первую помощь на месте и обеспечить экстренную госпитализацию. Следующий шаг – следует обнаружить бортовые самописцы (“чёрные ящики”) и передать на расшифровку. Первоначальный анализ данных самописцев даст первую зацепку. Если в трагедии замешан терроризм, к примеру, на борту произошла детонация взрывчатки, это оставит следы на фюзеляже, которые также подлежат анализу. Такая экспертиза занимает значительно больше времени, но по итогам раскрывает больше деталей происшествия.