Скоро мы будем отмечать великую дату – 75-летие Победы. Этому событию, как и новогоднему чуду, которое каждый год ждёт нас на улицах Петербурга, предшествует долгая подготовительная работа большого количества людей, которые остаются в тени. В этот раз мы решили рассказать, кто и как готовит для нас праздничное оформление Северной столицы

Вот так украшает наш город компания "Светодизайн".

России, украшаются не только центральные площади и магистрали, как, к примеру, в Москве, но и все важные улицы во всех районах города. Эту работу выполняют ГЦРПО (Городской центр рекламы и праздничного оформления), районные администрации и муниципальные образования, а также торговые комплексы, рестораны и другие коммерческие объекты. Основная нагрузка по централизованному оформлению лежит на ГЦРПО, который уже на протяжении 15 лет оформляет все центральные магистрали города: Невский, Каменноостровский, Старо-Невский проспекты, Большой проспект В.О. и П.С., мосты, Московский проспект и другие магистрали и площади в центре города.

     Районные администрации, хорошо изучив места наибольшей проходимости людей, украшают улицы в своих районах. Все эти усилия согласовываются и обретают единую концепцию задолго до Нового года.

Петербург является культурной столицей России, городом с неповторимой архитектурой, мостами и площадями. И, украшая город к Новому году, необходимо думать не только о том, будет ли это необычно и красиво, но и о том, впишется ли украшение в стилистику города. Именно поэтому существуют отличия в украшении центрально-исторической части города, где декорации должны сочетаться с архитектурой, и спальных районов, где основной целью является создание новогоднего, праздничного настроения для жителей города. При этом в оформлении как спальных, так и центральных районов используются единая цветовая гамма и общие подходы. А именно: на площади или в центральной точке пребывания людей устанавливается доминанта (новогодняя ель, большая отдельно стоящая композиция), которая визуально занимает большое пространство, и к ней подходит магистральное оформление (улицы и проспекты, украшенные консольными элементами на опорах освещения, и тросовые перетяжки над проезжей частью дороги). Пешеходные зоны украшаются небольшими арт-объектами, которые позволяют жителям и гостям города делать селфи и фотографироваться с различных ракурсов.

Московская площадь.

 В Петербурге большинство инсталляций эксклюзивны и имеют свой неповторимый дизайн. Это происходит благодаря тому, что в оформлении Санкт-Петербурга участвуют более 10 независимых компаний, каждая из которых старается придумать свой дизайн и адаптировать его под городскую среду. К слову сказать, петербургские компании участвуют в оформлении большинства городов России, выполняя порядка 65% работ по всей стране.

В этот раз мы отправились в компанию "Светодизайн", которая занимается оформлением городов к различным праздникам более 15 лет, и побеседовали с генеральным директором – Литвиновой Дильнозой.

 

М: Какие проекты реализовала ваша компания? Какие планируются в будущем году?

 

ДЛ: За 15 лет нами сделано большинство проектов, украшающих Санкт-Петербург. Все декорации Невского, Каменноостровского проспектов, Большого проспекта В.О., стрелки В. О., здания Биржи, Думы, украшения комплекса у здания Эрмитажа, включая светодиодный фонтан, моста Александра Невского, Московской площади, Володарского моста (в 2019 году), Северной площади, Старо-Невского и Вознесенского проспектов, Пулковского шоссе и многих других.
 В этом году мы готовим новые проекты по многим магистралям: это Невский проспект, транспортные кольца в разных районах (места наибольшей проходимости транспортных средств), проспект Чернышевского, стрелка В.О., проспект Славы и многие другие.
 Что из наших работ понравилось заказчику и будет принято и внесено в концепцию оформления, мы не знаем, но будем стараться приятно удивлять горожан и гостей города. Интересных идей всегда больше получается, чем реализуется, это нормальный процесс. Также готовятся предложения по новым украшениям на четырнадцати 20-метровых ёлках.

 

М: Кстати, горожан волнует вопрос: почему наряду с новыми современными решениями в городе по многу лет не меняются украшения на магистралях – на тех же Каменноостровском и Невском проспектах и т.д.? Да и новогодние ели выглядят одинаково.

Сампсониевский мост.

ДЛ: Спасибо за вопрос. Вы абсолютно правильно заметили: в этом есть как плюсы, так и минусы оформления. Город не может закупать новое оборудование ежегодно и даже раз в три года. Бюджет оформления Петербурга примерно в 30 раз меньше, чем бюджет на оформление Москвы, и всего в несколько раз больше, чем в таких городах, как Казань, Самара, Ялта. При этом охват оформления нашего города учитывает все районы. Поэтому естественно, что оборудование служит по 10–15 лет. Это происходит потому, что оборудование проходит предмонтажную подготовку, грамотно эксплуатируется, монтируется и хранится на специальных складах. В этом есть огромный плюс. Могу с уверенностью сказать, что ни в одном городе страны новогоднее оборудование не эксплуатируется такое длительное время, а списывается через 5, максимум 7 лет. Например, в случае Каменноостровского проспекта это 12 лет, Большого проспекта В.О. – 11 лет, украшений с ёлок – более 14 лет.
Конечно, это не значит, что в городе не делается ничего нового. Наоборот, за счёт того, что для украшения центра города поступает новое оборудование, старые декорации из центра переезжают на другие, менее значимые магистрали и т.д. – таким образом осуществляется принцип ротации. Но этот процесс должен происходить осмысленно, потому что изначально каждая декорация изготавливается под определённую улицу, учитывает архитектуру и технические аспекты (толщину и высоту столбов, возможности крепления и подключения). Да и новогодних елей в городе устанавливается порядка 85 штук. Представляете, если в 1 год заменить только все украшения на ёлках? Поэтому этот процесс идёт в плановом режиме, в год меняется по 5–6 комплектов украшений для ёлок, которые занимают своё место в центре, а ели из центра переезжают в спальные районы.

 

М: Скажите, реализует ли ваша компания какие-то проекты вне Санкт-Петербурга?

 

ДЛ: Конечно! Мы были первыми в стране, кто изготовил и установил 25-метровую ель со светодиодным экраном в кругу, позволяющим транслировать любые картинки и изображения. Было это 10 лет назад в городе Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа. Сейчас такие ели  появились уже в Москве,  Казани и в других городах России.
Кстати, в Казани наша компания три года назад разработала концепцию оформления города, которая была принята городской  администрацией, и по ней на протяжении двух лет ведётся планомерная работа. Казань, и без того очень красивый и самобытный город, в Новый год становится необычайно красивым не только для местных жителей, но и реально привлекательным для туристов. В этом году украшения столицы Татарстана оценили московские блогеры, которые были удивлены и одновременно восхищены новогодним убранством Казани. Нам очень приятно, и мы гордимся, что в этом есть наша заслуга и частичка труда нашего коллектива. Также мы разрабатывали концепцию оформления города Мурманска к его столетию. На протяжении трёх лет велась планомерная работа, результатом которой стало признание горожанами. В большом всеобщем голосовании из четырёх первых объектов Мурманска, которые стоит посетить, три первых места заняли объекты, комплексно украшенные нашей компанией. Также нами впервые была придумана идея сделать световой шар для украшения деревьев, разместив внутри прозрачного пластикового шара световую гирлянду. Идея, на первый взгляд, не такая сложная, но было это 10 лет назад, и тогда такого никто не делал. А сейчас уже все стараются подражать; увидев что-то красивое, пытаются исполнить это у себя.

 

М: Как вы боретесь с теми, кто пытается копировать ваши работы?

 

ДЛ: Никак не боремся. Дело в том, что запатентовать данные работы очень тяжело, так как достаточно изменить всего пару линий – и по закону это уже совсем другое изделие. Мы просто каждый год делаем лучше, красивее и современнее, чем прежде. Тот, кто не может придумать сам, пусть копирует. Плюс у компаний, которые сами что-то придумывают и изготавливают, есть своя гордость, есть корпоративная этика.
 Как я уже говорила, большинство компаний, которые производят новогодние изделия, находятся в Санкт-Петербурге (так уж сложилось). И хоть мы зачастую достаточно жёстко конкурируем, но при этом общаемся и стараемся никогда не переходить грань порядочности. Хотя есть и обратные примеры, когда одна сейчас очень известная питерская компания, занимающаяся благоустройством, на протяжении многих лет размещала в своих каталогах фотографии выполненных нами и другими компаниями работ и писала, что это её интеллектуальная собственность и все права защищены. Это было достаточно забавно и смешно, но мы не обижались даже на это. У каждого свой путь. Тот, кто может сделать красиво сам, никогда не будет копировать работы другого.
 "В этом году мы готовим новые проекты по многим магистралям. Что понравится заказчику и будет принято, мы не знаем, но будем стараться приятно удивлять горожан и гостей города".

Дильноза Литвинова

Посмотреть все видео того, как украшается наш город можно тут