19-я «Золотая маска» прошла чинно и торжественно: дамы в этом году предпочли черные наряды, мужчины в бабочках заполнили Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко практически до отказа. 

– Напоминаем, что ведется телевизионная трансляция, – заявил худрук театра им. Пушкина Евгений Писарев, выступивший вместе с актрисой Елизаветой Боярской ведущим мероприятия. – Так что улыбаемся, аплодируем и искренне радуемся победам коллег. 

Зал шутку воспринял и первые улыбки не заставили себя ждать. Триумфатором в жанре «оперетта/мюзикл» стал спектакль «Бал вампиров» Театра музыкальной комедии из Санкт-Петербурга. Его назвали лучшим музыкальным спектаклем, а исполнители главных партий в этой постановке – Манана Гогитидзе и Иван Ожогин – получили «Маски» как лучшие исполнители. 

Любопытным оказалось награждение в категории «Опера». «Маску» за лучшую работу режиссера получил Дмитрий Черняков за оперу «Руслан и Людмила» (Большой театр). Именно этим спектаклем открылась после реконструкции основная сцена Большого, а после премьеры в СМИ критиковали оперу за излишнюю откровенность.

– В Большом театре работает много прекрасных людей, ни в каком другом театре я столько не встречал, – сказал Дмитрий Черняков со сцены. – Этот приз посвящаю театру, пусть все проблемы, которые переживает Большой, останутся позади. 

В номинации «Лучший спектакль в опере» победила постановка музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко «Сон в летнюю ночь». Опера еще до премьеры пережила скандал – из-за анонимной жалобы на сцены разврата и педофилии театр подвергли проверке.

– Против постановки высказали ряд претензий наши чиновники, и спасибо, что экспертное жюри оценило ее с точки зрения искусства, – заявил, выйдя за наградой, гендиректор театра Владимир Урин.

В балете торжествовала Диана Вишнева. Прима-балерина Мариинки получила «Маску» за лучшую женскую роль в балете «Диана Вишнева: Диалоги», сам же спектакль назвали лучшим балетом. За лучшую мужскую роль в балете наградили Олега Габышева за его перевоплощение в образ скульптора в спектакле «Роден». Лучшим дирижером в балете стал Теодор Курентзис за постановку «Шут» пермского Театра оперы и балета им. Чайковского. 

– За «Свадебку»? – ошибся Курентзис, получая награду.

Запутаться было с чего, ведь дирижер был номинирован и за «Шута», и за балет «Свадебка», а до этого взял «Маску» как лучший дирижер в опере за работу Cosi fan tutte, а мог получить и за оперу MedeaMaterial все того же театра.

–  Я твердо верю, что будущее искусства не в столичных городах, а на периферии, – сказал Курентзис. – «Маску» посвящаю отцу, он умер два года назад в день, когда я получал «Золотую маску» для Большого.

Победа спектакля «Без названия» ярославского театра драмы им. Волкова (плюс, Виталий Кищенко взял награду за лучшую мужскую роль в драме) будто подтвердила слова Курентзиса. «Без названия» взял одну из главных «Золотых масок» в категории «Лучший спектакль в драме. Большая форма», обыграв столичные театры от «Сатирикона» до «Табакерки». 

«За вклад в театральное искусство» наградили: Татьяну Доронину, Александра Белинского, Роберта Стуруа, Ивана Бобылева и, не сумевших попасть на церемонию, Леонида Броневого и Зинаиду Шарко.

      «Золотые маски». Награды и речи.

Светлана Немоляева получила «Маску» за лучшую роль второго плана в драме (спектакль «Таланты и поклонники»). Актриса не смогла сдержать слез, когда ее подхватила буря оваций. «За долгую жизнь в театре у меня было мало наград, – сказала актриса. – Спасибо вам, моей семье и моему горячо любимому Александру Сергеевичу Лазареву».

«Маска» «Лучшему спектаклю в драме. Малая форма» и приз критиков достались «Антителе» (театр «Балтийский дом», Санкт-Петербург). «Спасибо говорить не буду, – сказал со сцены режиссер Михаил Патласов. – Ведь за этой «Маской» стоит смерть конкретного человека». «Антитела» рассказывает реальную историю про антифашиста Тимура Качаравы, которого убили в 2005 году средь бела дня в центре Петербурга.

 Больше о лауреатах читайте ЗДЕСЬ.