В субботу в фестивальном дворце на берлинской площади Потсдамер платц были объявлены результаты кинофестиваля, длившегося 10 дней. Ведущей церемонии в очередной раз стала телеведущая и актриса Анке Энгельке, которая в свойственной ей ироничной манере поинтересовалась во время церемонии закрытия у председателя жюри Мерил Стрип, не устала ли она за эти 10 дней. Но нет, Мерил ответила, что наоборот вошла во вкус.

И правда — если поначалу, во время пресс-конференции, состоявшейся незадолго до открытия фестиваля, отвечая на многочисленные вопросы журналистов из разных стран, Мерил признавалась, что не слишком разбирается в их национальном кино и понятия не имеет, каково быть председателем жюри, в итоге она вышла из положения самым наилучшим образом. Результатами Берлинале 2016 довольны практически все — и кинокритики, и киноманы, просмотревшие всю конкурсную программу.

Чего стоит один «Серебряный медведь» (приз имени Альфреда Бауэра за открытие новых горизонтов в киноискусстве) для картины филиппинского режиссера Лав Диаса «Колыбельная скорбной тайне», идущий чуть больше 8 часов! Этому фильму во время фестиваля был выделен целый день — картину разделили на две части и показали с обеденным перерывом в 1 час. Высидели в кинозале немногие, но те, кто сумел это сделать, потом признавались — оно того стоило. Фильм между тем повествует о событиях, сопровождавших революцию на Филиппинах в конце XIX века, когда население островного государства восстало против испанских колонизаторов.

Лав Диас вообще всегда отличался склонностью к производству довольно длительных картин. Даже короткометражка у него идет 40 минут! Что уж говорить о полнометражных картинах, в которых он перешагнул рубеж в 11 часов. Длительность фильмов в данном случае стоит рассматривать как один из режиссерских инструментов воздействия на публику. Если бы фильмы были короче, это бы, совершенно точно, не был бы Лав Диас, выписывающий оду каждому кадру. «Колыбельная скорбной тайне» — первая работа филиппинца, принявшая участие в конкурсной программе престижного международного кинофестиваля. И сразу было понятно, что взяли фильм на Берлинале не просто так.

Но вернемся к церемонии закрытия. Еще одним ярким поступком председателя жюри Мерил Стрип стал ее неожиданный выход с целью вручения «Серебряного медведя» лучшей актрисе Берлинале 2016 — датчанке Трине Дюрхольм.

Обычно председатель подходит к микрофону только в одном случае — вручить режиссеру фильма-победителя «Золотого медведя». Однако в этот раз Мерил разрушила все каноны — и тем самым выразила свое особое расположение актрисе, отмеченной множеством национальных наград.

Стрип была поражена игрой Трине в картине Томаса Винтерберга «Коммуна», где та создала образ стареющей женщины, от которой уходит муж и, в каком-то смысле, отворачиваются друзья и дочь. Ее героиня находится на грани безумства. Как призналась сама Трине, именно такие образы ей больше всего по душе.

Ну, и конечно же, еще одна заслуга Мерил Стрип состоит в том, что главный приз фестиваля отдали картине Джанфранко Рози «Огонь в море». Тем самым итальянец пополнил свой «золотой зверинец», ведь еще только два с половиной года назад он получил венецианского «Золотого льва» за документальный фильм «Священная римская кольцевая».

Как заявил сам режиссер, снявший фильм об острове Лампедуза и беженцах, массово высаживающихся на нем, это вовсе не политическая история, а человеческая. Теперь, благодаря победе в конкурсе фестиваля, картину смогут увидеть люди во всем мире. И возможно, именно это заставит их проснуться и сделать что-нибудь, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.

Также приз Берлинале получил в этом году польский режиссер Томаш Василевски («Серебряный медведь» за лучший сценарий, фильм «Соединенные штаты любви»). По словам Василевского, в этой картине, повествующей о четырех женщинах и о любви без взаимности, он основывался на своих воспоминаниях о том непростом времени, когда миром правил коммунизм, и ситуации в своей семье. Режиссер признался, что теперь будет писать больше, раз такой престижный фестиваль отметил его наградой именно за сценарий. И особо попросил журналистов отметить в своих материалах, что пришло время польского кино.

«Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль получил Маджид Мастура (фильм «Хеди», режиссер Мохамед Бен Аттиа). Именно он показал историю инфантильного тунисского юноши Хеди. Гран-при жюри достался боснийскому режиссеру Данису Тановичу за картину «Смерть в Сараево», рассказывающую о том, что, в общем-то, в мире за последний век мало что изменилось. Три года назад на фестивале уже была отмечена другая работа боснийца — «Эпизод из жизни сборщика железа».

«Серебряного медведя» за лучшую режиссуру достался француженке Мии Хансен-Леве (фильм «Будущее»). В этом фильме главную роль, профессора философии, сыграла Изабель Юппер — и этот образ можно назвать одним из лучших образов, созданных актрисой за последние годы. Деятельная Натали постепенно теряет все, что делало ее жизнь насыщенной — мать, детей, мужа, работу. И хотя благодаря этому ее бытие было немного сумасшедшим, сейчас она опустошена, она так не привыкла.

«Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад за операторскую работу был вручен тайваньскому оператору Марку Ли Пинбину (фильм Янга Чао «Встречное течение»). Это полотно соткано из мистически прекрасных картин, видов и образов. И оставляет послевкусие дзен-буддизма.

Отечественное кино, представленное в параллельных программах, хоть и прошло при большом скоплении народа и было принято хорошо, никаких призов не получило.