В декабре 2020 года сервис для заботы о здоровье Otri, запущенный Иваном Дегтярем и Евгением Черешневым, насчитывал уже 30 тысяч пользователей. Запустить многообещающее БиоТех приложение удалось всего за четыре месяца. О том, как продумать успешный проект и о необходимых для этого навыках журналисту Metro Нине Петровой рассказал Иван Дегтярь, Основатель компании Otri.

 

– Иван, на данный момент Otri – один из самых успешных быстроразвивающихся БиоТех сервисов в России. Какие перспективы на рынке онлайн продуктов для заботы о здоровье вы видите?

Это однозначно перспективный растущий рынок. Он растет быстрее, чем многие другие рынки услуг. Отчасти это связано с усиленным вниманием к здоровью ввиду пандемии, однако еще до нее онлайн-сервисы в сфере заботы о здоровье активно росли последние несколько лет.

Появляется все больше сервисов и услуг с очень разными пользовательскими механиками: от очередных приложений с диетами, до новых форматов медицинского страхования и специфических гаджетов.
Важный фактор развития индустрии – растущая потребность превентивной заботы о здоровье, которую не способна "‎закрыть", удовлетворить традиционная система здравоохранения, построенная с фокусом на лечение болезней.

Кроме всего прочего, росту рынка цифрового здравоохранения, цифровой заботы о здоровье способствует очень быстрое развитие технологий. Например, еще пять лет назад портативный электрокардиограф, встроенный в чехол смартфона, который я  встретил в одном стартапе, который консультировал, казался чем-то невероятным, а сегодня такой функцией обладают "‎умные часы"‎, и кажется, что этим уже никого не удивишь.

Так что можно сказать, что и успешность нашего проекта – приложения для персонифицированного превентивного контроля здоровья Otri – отчасти связана со своевременным выходом на рынок.

– Как на рынок цифрового здравоохранения и заботы о здоровье повлияла пандемия?

В первую волну люди, не получая нужных ответов и решений в перегруженных поликлиниках, ринулись сметать всё, что связано с медициной с "‎инетернет-полок"‎. За считанные недели у широкой аудитории начал формироваться спрос на цифровые сервисы в медицине и здравоохранении. В предыдущие годы спрос на такие сервисы рос медленнее и чтобы их продать, приходилось подробно объяснять, что это за сервис и почему им будет полезно пользоваться. Сейчас, напротив, люди расположены к тому, чтобы потреблять продукты и сервисы, которые как-то влияют на здоровье сейчас или в будущем, на иммунитет. Здоровье стало очень популярной ценностью.

Еще одно изменение в паттернах потребления – на фоне ограничений в оффлайн-инфраструктуре мы стали более лояльны к онлайну. Соответственно, это дало буст всем сервисам, которые позволяют потреблять что-либо удаленно. Например, телемедицина, онлайн-консультации с врачами, забор биоматериала для анализа с выездом на дом и тд.

– Каких результатов уже достиг ваш проект?

Последние три месяца прирост аудитории за счет нескольких каналов продвижения составляет до 100% от месяца к месяцу. Так, в октябре мы привлекли менее 5 тысяч клиентов, а в ноябре – уже более 8 тысяч. В целом, это хорошая динамика, и у нас не менее позитивные прогнозы на следующие месяцы.

– Что помогло вам сделать такое востребованное приложение?

Во-первых, для него пришло время: технологии развиты и интегрированы в повседневную жизнь, а ценность здоровья вышла на первый план. Во-вторых, удалось применить в одном проекте все знания и навыки, накопленные мной и всей командой за предыдущие годы.

Otri вы разработали всего за четыре месяца. Это короткий срок для подобных сервисов. Какие навыки помогли в этом? 

Здесь стоит уточнить, что за четыре месяца мы сделали первую версию продукта, которая стала доступна для пользователей, разработка и развитие сервиса идёт каждый день, и это бесконечный процесс.
Но да, выйти с таким достаточно сложным продуктом за 4 месяца на рынок – это неплохой результат. В этом мне помог опыт работы в сфере заказной IT-разработки в том числе. В этой сфере обычно приходится организовывать работу команды в сжатые сроки – агентства зарабатывают именно на проданных рабочих часах специалистов и делать проекты в рамках проданных часов – единственный шанс бизнеса выжить.
То есть, чтобы этот бизнес был не убыточным, важно научиться эффективно выстраивать процесс разработки.

В целом, я был готов к этой задаче – предыдущие годы прокачали мой скоуп компетенций, связанных с проектным и продуктовым менеджментом: от найма команды до вывода продукта на рынок и его развития. Так складывалось, что я собирал IT-команды под различные продукты и научился быстро искать и хантить разработчиков, аналитиков, дизайнеров с редкими навыкам, делал все, что связано с организацией коллективного труда, сопровождением, корпоративной культурой, организацией работы над конкретными проектами и продуктами, общение с клиентами и заказчиками, передача готовых продуктов.

Например, для "‎Первой купонной компании"‎, которая позже была куплена "‎КупиКупон"‎, я набирал‎ целое IT-подразделение в Воронеже: открывал офис разработки, нанимал команду инженеров и организовывал ее работу над новой технологической платформой компании. Во многом успешная работа воронежского офиса помогла компании в сделке с "‎КупиКупон"‎.

– Вы где-то учились всему этому?

Я нигде специально не учился набирать команды, это получалось постепенно в процессе работы. Во многом мне помогал широкий взгляд на бизнес. Нанимать нужных сотрудников проще, когда ты не просто ищешь в кандидатах определенный опыт и наработанные навыки, а смотришь на уровень выше: ищешь человека, который впишется в команду.

Помогает в эффективном найме и совокупное понимание бизнес-процессов: сколько  стоит определенный сотрудник на рынке, какой ФОТ (фонд оплаты труда) может быть у команды и как его не раздуть, какие показатели эффективности выбирать.

– У вас большой опыт в определении перспективных стартапов. Расскажите об этом.

Около полутора лет я работал в ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив) в качестве эксперта Преакселератора и представителя фонда в регионе. Я консультировал и сопровождал команды стартапов на ранней стадии развития перед попаданием их в Акселератор фонда. Этот этап проходят все проекты, которые хотят попасть в программу. С каждой командой я разбирал вопросы, связанные с организацией команд и ИТ-разработки, бизнес-моделью, давал обратную связь по процессам, помогал с подготовкой к контакту с фондом. Условно говоря, проводил ранний отбор и помогал подготовиться тем, кто обладал достаточным потенциалом.

Таким образом я поработал более чем с 1000 командам по направлениям, связанным с запуском проектов, с рынками, с бизнес-моделями благодаря разносторонней экспертизе, которой достаточно мало на рынке.

Конечно, без собственного опыта в бизнесе эти знания остались бы просто теорией. Уже с 19 лет у меня были попытки построить собственный бизнес. Моя первая компания была связанная с торговлей. Когда только появилась индустрия виртуальной реальности, я привез в торговые центры Воронежа, моего родного города, аттракционы виртуальной реальности. Развивал киноклуб, культурно-коммерческий проект, популярный в культурной тусовке, занимался автопрокатом и рядом других бизнесов и инициатив.

Мой первый IT-сервис, в котором я попробовал силы – площадка для стартапов, в которой можно было получить менторскую консультацию или сопровождение проекта. Проект прожил три месяца. Я переоценил потребность стартапов в менторстве и быстро свернул проект. Вовремя увидеть низкий потенциал продукта и не бояться его закрыть – это, как мне кажется, один из навыков, важных для предпринимателя и для управленца.

– Какие ваши дальнейшие планы?

Хочется использовать свой опыт и экспертизу, создавая по-настоящему важные для людей продукты. БиоТех, МедТех проекты, которые помогут большому количеству людей – это то, ради чего мне хочется тратить годы своей жизни. Такие сервисы могут существенно продлить жизнь людям, помочь им избежать проблем со здоровьем, в конечном итоге – прожить более счастливую и долгую жизнь. Вместе с тем это развивающийся рынок, интересный для бизнеса и для роста. Мне интересно работать в этом направлении.