Казалось, новое производство консервированной продукции ООО "Зеленая компания" по всем критериям должно было потерпеть фиаско. Однако и сегодня, спустя почти 10 лет, оно стабильно удерживает 20% российского рынка.

Фото из личного архива Артура Шогенова.

Открытие нового завода было запланировано на 2014 год. В стране начался кризис, обострилась политическая обстановка, появились первые санкции против России, обесценился рубль. Вишенкой на торте рискованного плана стало назначение руководителем масштабного проекта 21-летнего студента Артура Шогенова.

До этого в течение года Шогенов работал на отцовском производстве консервированной продукции. Шогенову-старшему удалось развить бизнес до серьезных масштабов. К 2013 году его продукция занимала около 15% доли рынка. Однако на это потребовался не один год. Такую же амбициозную задачу поставили и перед новым производством.

Шогенов-сын проявил себя перспективным менеджером продаж и предприимчивым менеджером отдела снабжения, однако для руководства новым проектом ему явно не хватало знаний. Родительское благословение и всегда протянутая рука помощи, конечно, увеличивали шансы на успех, но ответственность на Шогенова-младшего ложилась недюжая. Многие управленческие решения приходилось принимать быстро и самостоятельно. По ходу корректировать план реализации проекта.

Артур Шогенов и сам понимал: координация такого сложного механизма без участия в подобных проектах ранее связана с риском упустить установку важных производственных узлов, риском не успеть запустить завод в сроки. Следовало корректно оценить необходимый объем инвестиций в проект и привлечь инвестора – тоже работа не для новичков.

Весь процесс условно разделился на три блока: поиск и освоение земель, налаживание производственных линий, комплектование штата.

Каждый блок дробился на множество подразделов. И в каждом пуле задач находилась пара десятков, с которой Шогенову приходилось сталкиваться впервые. Например, производство отца не работало с выращиванием кукурузы и дождевальными машинами. Артур самостоятельно искал земельные участки, подходящие для выращивания урожая и находящиеся на приемлемом удалении от завода. Заключал договор аренды. Контролировал установку дождевальных машин и согласовывал план питания растений. Укомплектовывал парк сельскохозяйственной техники.

Оборудование для производства и сельхозмашины везли из-за рубежа. Требовалось заключить договоры поставки, контролировать сроки. В таможнях стояли десятки фур с грузом из разных стран. Для наладки производственной линии Шогенов привлек зарубежных специалистов из Бельгии, Франции, Италии, Великобритании.

Фото из личного архива Артура Шогенова.

Для запуска и работы нового производства требовалось три сотни работников. Наиболее доступным вариантом было перераспределение специалистов с имеющегося производства. Однако необходимо было соблюсти баланс. Он был достигнут в том числе и за счет совмещения некоторыми сотрудниками работы на двух производствах на участках, где это было возможно.

На втором этапе кадровой стратегии Шогенов организовал обучение новых сотрудников, имеющих квалификацию, работе со специализированным оборудованием и техникой. Параллельно он привлек нужных специалистов из других предприятий, предложив более привлекательные условия труда. Трехступенчатая кадровая политика позволила достаточно оперативно и без ущерба для действующего производства закрыть вопрос с кадрами и запустить производство точно в срок.

Другим принципиальным моментом стало решение не вкладываться в раскрутку своей торговой марки. Это позволило сэкономить десятки миллионов рублей. Шогенов прозорливо предположил, что в скором времени торговым сетям будет интереснее развивать продукцию собственного бренда. И оказался прав. Сегодня 60% продукции "Зеленой компании" попадает на прилавки под брендами крупных торговых сетей.

Все эти годы производство стабильно росло. В этом году оборот достиг 70 млн банок в сезон. "Спрос на нашу продукцию увеличивается за счет оптимального соотношения цены и качества, – резюмирует Артур Шогенов. – Начиная с 2014 года 100% продукции отгружается покупателям". ​

Бизнесмен не планирует останавливаться. Он готовит оптимизацию производства. Для ликвидации простоя линии планируется добавить в ассортимент консервированную фасоль в собственном соку и в томатной мякоти.

 

Автор: Семен Соколовский