Когда я иду смотреть ваш мультфильм, всегда запасаюсь платочками, потому что знаю – буду плакать. И “Головоломка” не была исключением.
Для меня это комплимент. (Смеётся.) Я всегда стараюсь не просто развлечь зрителя, пришедшего в кинотеатр, но и дать ему пищу для размышлений. Я не хочу, чтобы он вышел из зала и тут же забыл о том, что посмотрел. Я хочу, чтобы он шёл домой, переполненный чувствами, которые вызвал фильм, чтобы он запомнил эти эмоции. Знаете, это как сувенир, который ты купил где-то в поезде и везёшь домой. Да, можно сказать, что моя цель – задеть струны души зрителя.

Знаете, что объединяет сериал 90-х годов “Голова Германа”, комедию “Знакомьтесь Дейв”, и фильм Вуди Аллена “Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить”? В головах героев живут маленькие люди. Вашу идею сложно назвать новой.
Согласен, идея не новая. Правда, я никогда не видел такого в полнометражной анимации. Если уж начинать копать, то эта идея зародилась ещё в древней Греции, помните там гомункул и всё такое. Я фанат анимации с детства, помню ещё подростком я смотрел короткометражку Disney 40-х годов “Благоразумие и эмоция”. Это пропагандистский мультфильм о том, как Гитлер, воздействуя на эмоции, подавлял разум. Эмоции и разум в фильм представлены в виде маленьких человечков, управляющих машиной внутри головы человека.

Вы действительно так себе представляете, как всё устроено у человека в голове, как вы показали это в мультфильме?
Частично да. Разумеется, я понимаю, что у меня в голове нет бегающих человечков. Потому что а кто тогда управляет ими? Это просто один из вариантов объяснения сложнейшего устройства нашего мозга. Но никто не будет отрицать, что нами часто управляют эмоции. Иногда мы сами не замечаем, что принимаем решения, движимые эмоциями. Работая над этим фильмом, я многое узнал о том, как работает человеческий мозг, и теперь иначе смотрю на многие вещи. Например, даже на то, как я сейчас с вами говорю.

У Райли есть воображаемый друг Бинго-Бонго. А у вас был такой друг в детстве?
Да, был (Смеётся). Слон Норман. И когда родители говорили мне что-нибудь особенно скучное, я представлял, как Норман ездил на маленькой машинке по потолку, стенам, дивану и лампе. Это просто такой способ занять свой разум.

А как вы развлекаете своих детей? Вы сочиняете для них истории?
Да. У нас была любимая игра. Они давали мне два слова, и я должен был придумать историю. Это была отличная тренировка для меня. Пока я говорил, мне самому было интересно, как я закончу рассказ. Это вызов самому себе. (Смеётся).

Перед нами только стол и две бутылки воды. Пожалуйста, придумайте историю.
Бутылочки были друзьями, но однажды они поссорились, одна толкнула другую, и та упала на пол. А на полу страшно, одиноко, а стол так высоко. Ей нужно попасть обратно, но как это сделать непонятно. Первая бутылочка испугалась, ей стало стыдно, что она так поступила. Она смотрит вниз и говорит: “Прости, что так получилось”. Вторая простила её. А в следующей серии вы узнаете, как Стул помог ей забраться на Стол. (Смеётся.)

Ну теперь я верю, что вы автор всех ваших фильмов. В одном из ваших интервью вы говорили, что “Головоломка” – это о том, каково быть родителем. Но мне кажется, что фильм ещё и о том, что жизнь состоит, как из весёлых, так и грустных воспоминаний. И это нормально. Не надо выкидывать все плохие воспоминания из своей жизни. Рано или поздно ты снова столкнёшься с чем-то плохим, и все твои принципы и устои полетят в тартарары, если ты не будешь готов.
Всё верно. Именно с этой мысли и началась работа над фильмом. И я говорил об этом же. Как папа, я хочу, чтобы мои дети были счастливы. Я стараюсь защищать их и давать им всё, чтобы они были успешными. Никому ещё не удавалось избежать разочарования, и такой момент наступит – их что-то напугает, чьи-то слова их ранят. Все эмоции, которые мы способны испытывать, неспроста, нет ненужных эмоций.

Расскажите, пожалуйста, как создавали фильм.
На это ушло пять лет, из которых три с половиной года мы обсуждали сценарий. Давно уже было пора начать его делать, но мне казалось, что ещё рано – чего-то не хватает. И как-то я пошёл гулять в лес. И в моей голове вертелись приблизительно такие мысли: “Меня уволят. А если нет, то мне стоит самому уйти”.

Вас не могут уволить, у вас в закромах “Оскар”.
Никто этого не знает наверняка. Я думал так: “Если меня уволят, я буду скучать по своей работе, своему дому, потому что мне придётся переехать, буду скучать по друзьям”. И я понял, что самые близкие друзья - это те, с кем я прошёл через огонь и воду, с кем мы пережили самые трудные времена, потерю друга, люди, на которых я злился, за которых я переживал и за которых до сих пор боюсь. И таким образом я подошёл к главной идее фильма – отношения. И хотя на меня уже давили и говорили, что нужно начинать снимать, я сказал:нет. Я сел дорабатывать сценарий. На тот момент у нас был радость и страх, ну потому что в подростковом возрасте страх играет очень важную роль. И я добавил грусть. Я понял, что главным действующем лицом должна быть грусть. Хотя радость, конечно, думает иначе. Но есть моменты, в которых мы не можем смеяться и нам нужно просто сесть всем вместе и поплакать. Именно грусть не даёт Райли уйти из семьи.

Где вы держите свой “Оскар”?
(Смеётся.) Он в моём офисе среди игрушек. Ой, я забыл совсем, что пока я здесь, наш офис переезжает, так что, скорее всего, “Оскар” в какой-нибудь коробке.

Что вы почувствовали, когда получили “Оскар”?
Знаете, почему я вообще занялся анимацией? Мне казалось, что я не вписываюсь ни в одну компанию.Такое ощущение неловкости, когда крутые ребята там играют в футбол, а я тут, не знаю, как даже заговорить с ними, поэтому я просто садился в одиночестве и начинал рисовать картинки. А теперь представьте, продолжая рисовать картинки, я сделал фильм “Вверх”, который был принят и одобрен крутыми ребятами. Поэтому когда я получил “Оскар”, я почувствовал, круг замкнулся, мне больше не нужно никому ничего доказывать.

Buzzfeed опубликовал теорию Алекса, автора блога Something Classy, что якобы у всех героинь Disney и Pixar одинаковые лица – круглые с маленьким носиком. А вот черты лица мужского пола сильно отличаются.
Да, я видел этот материал. На мой взгляд, он не был объективен в подборке. Например, он не включил в подборку “Суперсемейку”.(Хотя на самом деле включил.) Но частично его теория справедлива, если ты пытаешься сделать главного героя, то по большому счёту его пропорции и формы будут схожими с главными героями других фильмов. В комедиях больше возможности отойти от стандартов. Кстати, в “Головоломке” было много героев совершенно разных форм – колбочки, кружочки.. А есть сцена, где главные герои теряют свою форму.

Вы первый раз в Москве?
Да. Москва потрясающий город! Правда, я, к сожалению, ещё почти ничего не видел. Мы прошлись по Красной площади пока шли к отелю. Но, знаете, даже пока я ехал в машине и смотрел в окно, я понял, что здесь все здания гораздо больше, чем у нас, и на контрасте люди кажутся меньше. 

Иностранцы говорят, что Храм Василия Блаженного выглядит словно из мультика.
Согласен! Он восхитителен!

Хотели бы вы включить его в ваш следующий мультфильм?
(Смеётся.) Знаете, нельзя просто взять и вставить какую-то понравившуюся вам вещь в фильм. Мне тогда нужно снимать фильм о России, а я её пока не настолько хорошо знаю. Храм Василия Блаженного - часть культурного наследия России, и поэтому нужно говорить, почему он именно такой формы и таких цветов. Для этого мне придётся остаться здесь подольше. Хм, а я могу здесь остаться подольше? (Смотрит на своего агента, агент качает головой.)

А вы смотрите русские мультики?
Да, но вы поймали меня, потому что у меня плохо с названиями. До того, как я начал работать в Pixar, я делал короткометражки и участвовал с ними в кинофестивалях. И я помню, что на фестивалях было много русских анимационных картин, которые меня зацепили. О, я вспомнил одну! Она про крокодила.

“Чебурашка и крокодил Гена”.

Да, мне очень понравилась она. А ещё мне понравился мультик “Маша и медведь”. Мои родители музыканты, поэтому когда я рос, я слушал много русской классической музыки – Прокофьев, Чайковский. В России много талантливых людей.

А какой ваш самый любимый мультфильм?
Зависит от того, в каком я настроении. Наверное, “Дамбо”. Я очень люблю мультфильмы Disney. "Дамбо" очень простой и забавный.