О чём спектакль

Небольшой вольный город уже 400 лет терроризирует Дракон. Однако жители покорно терпят его диктатуру, каждый год принося ему в жертву красивых девушек. Но однажды в город приходит герой Ланцелот, который ужасается происходящему и бросает Дракону вызов, чтобы сразиться с ним в поединке. Однако всё не так просто, и Ланцелот начинает почти что бесполезную борьбу.

Ланцелот и кошка Машенька.

Ланцелот и кошка Машенька.

Мария Александрова, "Metro"

Фото:

В чём фишка

В спектакле Дракона играет девушка, облачённая в красно-чёрное одеяние. Это объясняется тем, что тот может принимать любую форму – и чудовища, и мужчины, и женщины, и даже ребёнка. Так же, как и в перестроечной экранизации пьесы "Убить дракона" от режиссёра Марка Захарова, тема постановки подогнана под современность. Ассоциации угадываются почти напрямую – через музыкальные вставки, визуальные отсылки, через нарочные оговорки. Как говорится, кто знает, тот поймёт. Минималистичным реквизитом стали красные нити, которые связывают горожан с Драконом. Они же затягиваются в паутину, через которую пытается прорваться Ланцелот, их же, как аксельбант, носит во втором акте пришедший к власти бургомистр, присвоивший себе славу победителя Дракона. При этом спектакль "Он-центра" не отходит от текста пьесы, но звучит сейчас до боли знакомо.

Красная паутина, из которой нелегко вырваться.

Красная паутина, из которой нелегко вырваться.

Мария Александрова, "Metro"

Фото:

Впечатление

Актёры маленького театра на удивление пронзительны. Особенно можно выделить отважного правдоруба Ланцелота. Он ходит в кроссовках, джинсах и футболке, подобной и современной одежде, и рубахе русского богатыря. В нём есть и черты нынешних борцов за свободу, и что-то вечное, противостоящее как угнетателям, так и безмолвной толпе. Хорош сынок бургомистра Генрих – циничный карьерист, который осознаёт всю жуть диктатуры, но при этом желает выбить себе тёплое местечко. Харизматичен бургомистр, то сначала прикидывающийся сумасшедшим при Драконе, то потом, став президентом, устанавливающий такой же режим. Он изо всех сил пытается показать себя душевным и близким к народу правителем, а всё так же закручивает гайки.

Эльзу насильно выдают замуж за нового президента.

Эльзу насильно выдают замуж за нового президента.

Мария Александрова, "Metro"

Фото:

Сочувствуешь девушке Эльзе, возлюбленной Ланцелота, которая что для одного, что для другого диктатора становится разменной монетой и с горечью пытается заявить, что она не вещь. Правдоподобно и окружение – горожане, которые считают: пусть у нас будет собственный дракон, он защитит нас от придуманных опасностей. Сама же госпожа Дракон – особа властная, величественная, жестокая, но при этом слепо обожаемая.

Ланцелот вернулся, но мало, что изменилось.

Ланцелот вернулся, но мало, что изменилось.

Мария Александрова, "Metro"

Фото:

В чём смысл

Угнетение циклично – на смену одному режиму приходит режим другой. Этот спектакль и про приспособленчество, и про почти что бессилие идеалистов, решившихся бросить вызов Дракону, о том, как сложно самому в него не превратиться, оказавшись у власти. Концовка изменена по сравнению с пьесой. Если у Шварца Ланцелот получает робкую надежду на изменения в обществе, то здесь, ослабевший и отчаявшийся, он в конце умирает на руках у возлюбленной. Но очень надеюсь, что спектакль проживёт до тех времён, когда в финале герою не нужно будет погибать.