Сегодня Минпромторг утвердил список товаров, для которых разрешается параллельный импорт. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Есть всё и даже немножечко больше

В долгожданный список вошли автомобили (например Tesla, Land Rover и Bentley), двигатели, техника (Apple, Samsung Intel), игровые приставки, аппаратура, фото- и видеотехника, медицинские и музыкальные инструменты. Есть в списке даже ядерные реакторы, лодки и железнодорожные локомотивы.  В список также попали обувь, одежда, различные виды материалов, топливо, продукты неорганической химии, ткани, живые деревья, цветы, бумага, мебель, игрушки и так далее.

Разрешены для "серого импорта" теперь и ножевые изделия, ложки и вилки, упряжь, хлысты, кнуты для верховой езды и изделия из внутренних органов животных (за исключением шелкоотделительных желез шелкопряда), изделия бывшие в употреблении и тряпьё. Так что ни мы, ни наши лошади голыми не останемся. 

Ознакомиться с полным списком разрешённых товаров для параллельного импорта можно здесь. 

Как устроен параллельный импорт

Что такое "серый" или параллельный импорт, Metro объяснил доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Артём Голубев.

- Под параллельным импортом понимается ввоз в страну оригинальных товаров без разрешения правообладателя. Как правило это обычно осуществляется через третьи страны. Условно говоря, товар произведён в США, далее он поставляется, предположим, в Китай, а уже оттуда осуществляется экспорт в Россию. С нашей стороны в данном случае это будет импорт. По большому счёту можно такую продукцию назвать контрафактом, поскольку разрешения правообладателя нет, более мягко это обозначают понятием "серый импорт", – говорит Голубев.

Мы ничем не рискуем

Эксперт также объясняет, что при параллельном импорте российская сторона ничем не рискует, все риски принимает на себя экспортёр.

- Из возможных последствий: правообладатель может подать в суд и прекратить поставки той стране или компании, которая является экспортёром этой продукции. Тогда есть немалая вероятность, что экспортёр перестанет отправлять товар в Россию, потому что он к нему в общем-то не будет попадать. Будут ли рисковать те же самые китайцы, если игра стоит свеч – будут. Если это не такой большой рынок для них, я имею в виду российский рынок, то сложно предположить, каким образом должен такой параллельный импорт осуществляться. Конечно, правообладатель может и долгое время не знать о "сером импорте", а может его это не особо даже интересует, потому что если какая-то компания продаёт большие партии продукции, то, что дальше с ней происходит им может быть всё равно, – добавляет экономист.

Плюсы и минусы

Есть у "серого импорта" как положительные, так и отрицательные стороны для нашей страны.

- Из плюсов – это сам доступ продукции на наш рынок. Соответственно, чем больше её будет, чем шире ассортимент, то так или иначе это будет приводить к снижению цен либо к их сдерживанию. Если компаний таких будет не мало, то будет и возможность развития конкуренции в поставках данных товаров. Из минусов – это отсутствие контроля за качеством продукции. Поскольку изначальный поставщик, он же правообладатель, уже это не контролирует. Если, условно говоря, оборудование, было поставлено в Китае, и был какой-то контроль, то в каком качестве количестве и комплектации товар пойдёт дальше в Россию – вопрос уже второй. Ну и, пожалуй, самое важное – снижение качества послепродажного обслуживания. А без этого оборудование, например, может быстро прийти в негодность, либо срок его службы может существенно сократиться, – говорит Артём Голубев.