Заведующий кафедрой МГУ, академик РАН и РАО Алексей Семёнов внимательно изучил новости и пришёл к выводу, что повода для волнения нет. Немного добавили, где-то урезали, но буквально микроскопически.

Что усложнили в базе

Абитуриентов, которые нацелились на специальности, где математика не входит в список вступительных экзаменов, ждёт, как и прежде, экзамен базового уровня, но с небольшими изменениями, на которые стоит обратить внимание, чтобы чувствовать себя увереннее: количество вычислительных задач увеличилось на одну.  Конечно, это некоторое усложнение, но для детей, которые хотят просто сдать экзамен и получить минимальную отметку, вряд ли будет разница – 20 заданий в списке или 21.

В задачах по геометрии теперь есть задание, относящееся к вычислению или оценке площади плоской фигуры. В качестве примеров заданий на построение математической модели приводится традиционная задача "про пешеходов" и задача на подорожание и подешевение. Они решаются школьниками в больших количествах, в том числе в ходе подготовки к ЕГЭ. При этом, чтобы получить минимальную отметку, необходимо решить не все задачи, а пять или шесть. Так что на вопрос, усложнился ли базовый ЕГЭ по математике, можно ответить однозначно – нет. Он стал немного более разнообразным, что можно только приветствовать: элемент натаскивания сокращается, элемент решения простых, традиционных разнообразных задач немного растёт.

О профильной математике

– В этом году профильный экзамен изменился тоже немного, – подчеркнул академик. – Уменьшилось количество задач, которые 80–90% детей на профильном экзамене умеют решать. Причина проста: главная задача экзамена – дифференцировать поток поступающих, устроить разумную шкалу. Причём можно ожидать, что в результате порогового уровня достигнет примерно та же доля детей, что и в прошлом году, шкала будет автоматически корректироваться. Появилась интересная задача с восстановлением квадратичной функции по её графику, будем надеяться, что на экзамене эта идея будет иметь какой-то новый поворот.

Что касается усиления в экзаменационных заданиях значения теории вероятности и добавления статистики, то профессор предлагает не искать сиюминутных причин данного изменения.

– Процесс последовательно идёт с начала 2000 года, – уточнил Алексей Семёнов. – И в школьные программы, и в ЕГЭ, и ОГЭ 11-го и 9-го классов эти элементы вводятся постепенно, и это хороший пример модернизации школьного образования, когда учителя представляют, чего им ожидать через год, а чего – через несколько лет. Такой подход можно только приветствовать, и опять же  изменения здесь невелики.

Рекомендации абитуриентам

Больше предусмотреть и потратить времени на теорию вероятности и статистику, присмотреться пристальнее к аналитической геометрии – координатам и векторам. Это поможет вам решить геометрическую задачу средней сложности, которая будет выше цениться в этом году.