Всё больше людей в России, особенно молодых, предпочитают работать сами на себя или на фрилансе, не привязанные к офисам. Дизайнеры, программисты, копирайтеры, фотографы, бухгалтеры, юристы, менеджеры – перечислять можно до бесконечности. Более того, и работодателям в коронавирус такая форма понравилась: они просят сотрудников оформляться самостоятельно. Рассказываем максимально кратко, что нужно знать о самозанятых и ИП.

Если у вас есть легальная подработка или вы фрилансер на постоянке, при этом возник запрос на легальную работу с возможностью платить налоги, то выбор здесь небольшой, но исчерпывающий: зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или самозанятого, то есть плательщика налога на профессиональный доход. На 5 насущных вопросов Metro отвечает Сергей Елин, эксперт по финансово-правовой безопасности бизнеса МГО "Опора России".

1. Зачем мне всё это? Может по-чёрному?

Легализация сегодня – устойчивая тенденция. Во-первых, клиенты в основной массе уже не готовы сотрудничать при использовании серых схем и заинтересованы, чтобы расчёты, договоренности осуществлялись в рамках легального поля. Во-вторых, когда ты официально трудоустроен, проще получить кредит, рассрочку. Наконец, размер будущей пенсии будет зависеть от тех сегодняшних сборов, которые за человека будут уплачивают в фонды. Учитывая простоту регистрации в качестве плательщиков налогов как самозанятый или как ИП и те преимущества, которые это дают, вполне резонно "заявить" о себе государству и обелиться.

Налоги можно платить через приложение.

Налоги можно платить через приложение.

ФНС, "Metro"

Фото:

2.  Сколько платим налогов и как?

Налог для самозанятых составляет 6% на доходы от юридических лиц и 4% на доходы от физических. Налог рассчитывается в приложении автоматически. По ИП размер зависит от выбранной системы налогообложения, но в любом случае это существенно больше.

К примеру, по ОСНО платят налог на прибыль, имущество и НДС, по упрощёнке – налог (от 6% на доход и 5–15% на разницу между доходом и расходом), страховые взносы и так далее. Есть ещё и патенты, где учитываются 6% от потенциально возможного дохода, страховые взносы за себя и работников, НДФЛ за сотрудников. Рассчитать потенциальные траты можно на сайте ФНС. 

ИП должен ежеквартально платить налог, ежегодно сдавать декларацию, делать отчисления в социальные фонды и вести мини минимальный налоговый учёт. Самозанятые не сдают отчётность. Нужно просто зарегистрироваться в приложении "Мой налог".

3.  Самозанятым быть выгоднее и удобнее. Зачем мне ИП?

Во-первых, у самозанятых есть ограничение по размеру получаемого дохода не более 200 тысяч рублей в месяц. Если доход выше, то эта форма уже не подходит. Во-вторых, самозанятый не может нанимать сотрудников. Если вы видите, что сами не справляетесь и необходимо расширять штат, то нужно будет регистрировать ИП. В-третьих, у самозанятых также есть определённые ограничения по видам деятельности. К примеру, они не могут сдавать в аренду коммерческую недвижимость. Наконец, также самозанятый не может вступать в трудовые отношения со своим бывшим работодателем в течение двух лет после ухода с последнего места работы. Так что если стоит задача заключить договор с бывшим работодателем, то подходит только ИП.

Налоги можно платить через приложение.

Налоги можно платить через приложение.

ФНС, "Metro"

Фото:

4. Работаем по договору?

И ИП, и самозанятые заключают гражданско-правовые договоры с заказчиком, основанные на принципе "исполнитель-заказчик". То есть то, что оговорено сторонами в договоре, должно чётко исполняться. Поэтому очень важно внимательно подходить к составлению договоров: лучше один раз проработать договор с юристом и использовать его как типовой, чтобы не создавать для себя гражданско-правовые риски в связи с тем, что не всё необходимое учтено в договоренностях, и поэтому где-то нарушаются права.

5.  Можно ли быть ИП или самозанятым параллельно с основной работой?

Да, совмещать работу самозанятого или ИП можно параллельно с официальным трудоустройством. Ведения своего дела как ИП или как самозанятый может быть подработкой или вторым доходом.

Что доступно в приложении "Мой налог": 1) Можно выставлять счета и рассчитывать налоги; 2) Можно посмотреть все выставленные чеки за любой период. Также там отображаются предварительно начисленные суммы налога – за ними можно следить в течение месяца; 3) Платить налог можно частями или всю сумму сразу. Главное, чтобы начисленная сумма была уплачена не позднее 25 числа следующего месяца; 4) Налогоплательщики налога на профессиональный доход могут подтверждать свои доходы при получении кредита или оформлении пособий; 5) Если вы больше не хотите быть плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятым), просто сообщите об этом через приложение. Регистрацию прекратят, а начислений больше не будет.