В честь столетия со дня рождения легендарного клоуна Юрия Никулина Metro пообщалось с его коллегами и задало им по три вопроса: 1. Как вы стали клоуном? 2. Над чем сейчас смеётся публика? 3. Почему люди разлюбили клоунов и сегодня даже самых известных из них никто не знает?

Андрей Климак, клоун "Вязаный"

1. Я из клоунской династии. На моё будущее сильно повлиял родной дядя Николай, который, когда я был пионером, организовал клоунскую группу "Лица". И хоть в детстве я мечтал стать Юрием Гагариным, постепенно судьба вела меня к сцене. Когда впервые вышел в своём первом гриме и костюме на сцену, понял, что это то, чем я хочу заниматься всю жизнь.

2. Нам кажется, что всё меняется. Люди всё те же, и проблемы те же. Работа, дети, учёба, любовь, печаль, разлука, боль, счастье. Клоунада не всегда про смешное. Клоун – как отражение социума. Люди не видят себя со стороны, а клоун всё это покажет, ещё и раздует как следует.

3. Клоунов невозможно разлюбить. Но проблема возникла, когда на наши праздники пришли аниматоры. Я уважаю этот труд, потому что сам был аниматором, но клоуном стали называть каждого с париком и поролоновым носом. Клоуны были и будут, они нужны людям.

Денис Васильев, клоун "Серёжа"

Денис Васильев, клоун "Серёжа".

Денис Васильев, клоун "Серёжа".

Предоставлено героем публикации

Фото:

1. В клоунаде я оказался благодаря старшему брату – клоуну Игорю Васильеву. Он открыл для меня мир комиков, немого кино и вселенную Даниила Хармса. Ассистировал брату в его цирковых репризах и подрабатывал на ходулях зазывалой в шапито. Ещё тогда я сильно заикался, и это было очень смешно, как мне казалось. Занимался уличным театром, но мои представления о клоунаде отличались от того, что происходило вокруг. И я решил построить свой цирк, где слово "цирк" будет писаться через гласную "Ы".

2. Зритель смеётся над нашими нелепыми, сложными, абсурдными действиями при достижении простых вещей. Показываем гротескные взаимоотношения между нами, грусть и чуть-чуть одиночества в профессии.

3. Люди не разлюбили клоунов, просто не у каждого из нас есть возможность поделиться своим сердцем и внутренним миром! Да, и сейчас клоунада испытывает непростые времена, нет хороших педагогов по клоунаде.

Катрин Федулова, клоун "Катрин"

1. На психологическом факультете нам преподавали основы пантомимы. Меня это заинтересовало. Однажды, во время поездки в Лондон, показывала пантомимы знакомым, они хохотали и предложили пойти на улицу уличным клоуном. Недолго думая, я последовала совету. Помню, ко мне подошли дети и обняли меня – в тот момент почувствовала, что вот оно – то, чем стоит заниматься. Чувствовала себя частью дыхания города, частью атмосферы.

2. Публика может смеяться над всем, вопрос: как преподнести любую из тем? Есть законы смешного, и даже самые тяжёлые темы могут стать смешными. Часто в этом есть социальный аспект клоунады, когда юмор помогает пройти сложные ситуации.

3. Люди не разлюбили нас. Если спросить у публики в цирке, кто им больше всего понравился, часто можно услышать: конечно же, клоун! На мероприятиях и в театре часто появляется место для клоунады, и всегда это воспринимается с открытыми сердцами.

Максим Галицкий, клоун "Пампуш"

1. Друг предложил принять участие в выступлении творческого коллектива, которое было приурочено к празднованию Дня строителя и происходило на городской площади. Выступали клоуны, и на сцене творилось что-то невообразимое. Вот так, за несколько чудесных сценических минут в 1985 году я понял: это моё!

2. Задача – не только  рассмешить зрителя. Когда у персонажа есть своя история, где и радость, и трагедия, и счастье, и клоун может всем этим поделиться, вот тогда-то через "петельку-крючочек" ты зрителя и вовлекаешь. А просто насмешить? Сейчас слишком много людей просто смешат с экранов.

3. Разлюбить клоуна невозможно, если уж однажды случилось это чувство. На мир стоит смотреть глазами ребёнка. Но как нам встретиться вновь с тем, кто никуда не делся, а продолжает жить в нас? Встретиться с тем тобой, у которого глаза искрятся от счастья и веры в чудо. Для этого и нужны клоуны.