Магический реализм недели

Леони Росс
Один день ясного неба
2022. ЭКСМО

Аннотация: Где-то далеко-далеко от нас или, может, совсем неподалеку лежит архипелаг Попишо – место, пронизанное магией. Здесь каждый рождается особенным. На Попишо живут люди с тремя ногами, поющими мочками ушей, люди, которые могут видеть будущее и пробовать на вкус кончиками пальцев. Попишо – это земли, где обитают мудрость, любовь, красота. А еще – страх, жестокость, насилие, коррупция и дискриминация. Ведь волшебные острова Попишо не что иное, как отражение реального мира.

Наше мнение: "Один день ясного неба" сложно однозначно с чем-то сравнить. Разумеется, как и во многих образчиках магического реализма, здесь будет немало Маркеса (да и климат позволяет!), но в целом Леони Росс создаёт абсолютно воздушную атмосферу сказочных (во всех смыслах слова) островов (прототип – Ямайка), которая позволяет под соусом эмоциональный и женской, в основном феминистской прозы поговорить о сложных темах и при этом не выглядеть как-то чрезмерно серьёзно и нравоучительно. Отношения поколений и близких родственников, необычная лавстори, конструирование мифа, немного магии – всё это закручивается в нескучный и хорошо смешанный коктейль. Да, странный, с эксцентричными решениями по ходу, но не распадающийся на составляющие, цельный и в некотором роде одухотворённый. Ощущение, что автор буквально влюблена в своих героев, сочувствует им, холит их и лелеет. Вдобавок она очень вкусно и детально описывает быт мифического народа, кухню (рецепты тут – отдельная песня), да про сам сюжет не забывает: антуражем и персонажами не ограничивается, с повествованием и динамикой здесь всё в порядке. Если вы скучаете по воздушной, ламповой, но далеко не легкомысленной прозе с толикой магии и фэнтези, то вам сюда.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Ироничный детектив недели

Ричард Осман
Человек, который умер дважды
2022. ЭКСМО

Аннотация: Элизабет, Джойс, Рон и Ибрагим наслаждаются недавно раскрытым делом об убийстве и хотят хорошенько отдохнуть. Но не тут-то было. Элизабет получает письмо от старого друга, который очень нуждается в ее помощи. Его обвиняют в краже алмазов на миллионы долларов, и он прячется от мафиози. Тут-то и начинаются убийства.

Наше мнение: Надо признать, Ричард Осман смог. После ироничного бестселлера "Клуб убийств по четвергам", в котором старики-разбойники из дома престарелых решили поиграть в Эркюля Пуаро, казалось, что всё будет настолько же лампово, патриархально, без головокружительных сюжетных поворотов, сентиментально. Словом, для самого продаваемого дебютного романа в Британии со времён Джоан Роулинг (по крайней мере, так заявляли издатели) не то чтобы сильно много (хотя и немало тоже, признаемся). Но Осман не стал падать в одну воронку дважды. Он сделал повествование более динамичным, нафаршировал текст небольшими сторонними сюжетными линиями, разогнал и так вполне себе доброкачественный юмор с некоторыми искромётными шутками и добавил реального детектива. Если в первой части всё выглядело слишком игрушечным, будто речь и вовсе не шла об убийстве, а дети возились в песочнице, то тут всё более серьёзно и даже слегка напряжённо. Тем не менее общая формула осталась без изменений: приятная атмосфера, лёгкий темп, очаровательные герои и в целом хорошее настроение. Читать диалоги по-прежнему интересно, а на место скрытых околосоциальных смыслов вроде темы старости и самоидентификации, которые задвинуты в дальний чулан, пришли мотивы дружбы, позитивного взгляда на мир в любом возрасте: они здесь превалируют. Приятный роман для широкой аудитории.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Социальный роман недели

Софи Саренбрант
Стыд
2022. ЭКСМО

Аннотация: Девушка лежит на рельсах в Бромме и ждет приближающегося трамвая. На другом конце Швеции мужчина оказывается в глубокой могиле, вырытой в лесу. Они незнакомы, но оба хранят одну тайну, жизненно важный секрет. Следователь Эмма Щельд, борющаяся со своими собственными демонами, должна найти связь, пока не стало слишком поздно. Так ли хорошо вы знаете своих близких?

Наше мнение: Головокружительный триллер и захватывающая драма, которые фигурируют в аннотации, – это, конечно, всё не о "Стыде". Более того, на фоне стандартного уже мрачного скандинавского детектива роман представляется скорее социальным подростковым текстом без необходимой глубины. И развязка наступает где-то в середине, и маньяк не маньяк, и интриги практически нет. А вот основная задумка, мораль и конструирование персонажей здесь на твёрдую четвёрку. Вполне достоверно, реалистично, жизненно, и, что немаловажно, хочется при всех минусах дочитать до конца. Короткие главы, никаких занудных бесед о тщете всего сущего, но при этом в лёгкой форме автор размышляет на критически важные темы для современного общества, пусть и клишированно, с очевидными посылами: находите общий язык с детьми, будьте внимательны к близким, не замыкайтесь в себе. Эти мотивы сегодня в числе важнейших в скандинавской литературе (да и в принципе универсальные). При этом "Стыд" – уже седьмая книга в цикле об Эмме Щельд, но в России она издаётся особняком. Поэтому не очень понятно, откуда всё пришло и куда идёт (нет понимания общего замысла). Шведские читатели пускают слюнки от клиффхэнгера последних страниц, ожидая новых приключений героини, но в таком обособленном формате даже не обращаешь на это внимания. Кажется, что это просто приоткрытый финал "на подумать" – и всё. Как аперитив перед основным блюдом (или сразу всем циклом) – вполне.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Фантастика недели

Роберт Хайнлайн
Погоня за панкерой
2022. Fanzon

Аннотация: Впервые на русском языке публикуется роман классика научной фантастики. Земля под угрозой инопланетного вторжения. Только четыре человека знают об этом и могут предотвратить трагедию. Но герои попадают в ловушку зловещих инопланетян, и у них остается единственный способ уйти от погони – покинуть этот план бытия на своей космической яхте и оказаться в параллельных вселенных, созданных талантливыми фантастами Эдгаром Райсом Берроузом, Фрэнком Баумом и отцом космической оперы Э. Э. "Доком" Смитом.

Наше мнение: Это только в "Игре престолов" то, что мертво, умереть не может. В жизни (и литературе тоже!) оказывается совсем не так. Удачливые книжные археологи раскопали роман одного из столпов научной фантастики, который он сам предпочёл уничтожить, признав неудачным экспериментом в 1977 году. В каком виде текст сохранился в архиве и сколько дописали, домыслили, отредактировали, мы, вероятно, никогда не узнаем (может быть, и к лучшему!), но "Погоня за панкерой" интересна скорее с библиографической и исторической точек зрения. По сути это черновик, не доведённый Хайнлайном до ума: фрагментарный, с бесконечным количеством хвостов, богатый нестыковками и прочими издержками сырых текстов. Что-то увлечённые читатели могут объяснить тем, что автор "Звёздного десанта" и "Луны – суровой хозяйки" ударился внезапно в постмодернизм с очевидными отсылами к кумирам своего детства (один Берроуз чего стоит!), но, перефразируя Станислава Ежи Леца, века получились так себе, средние. Совершенно очевидно, что это чуждая для классика структура, тупиковая ветвь эволюции его прозы. Да и роман "Число зверя", который был издан в 1979 году поверх наработок "панкеры", – один из самых неудачных в библиографии американца: затянутый, перегруженный бессмысленными деталями и описаниями, рыхлый по сюжету и персонажам. Впрочем, осилить новинку от Хайнлайна почитателям его творчества всё-таки стоит, хотя бы из чистого интереса и попытки понять, что двигало автором на излёте карьеры.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Мишель Пастуро
Жёлтый. История цвета
2022. Новое литературное обозрение

Аннотация: Французский историк Мишель Пастуро продолжает свой масштабный проект, посвященный истории цвета в западноевропейских обществах – от Древнего Рима до наших дней. Новая книга посвящена желтому цвету, который мало присутствует в повседневной жизни современной Европы и скудно представлен в официальной символике. Однако так было не всегда. Люди прошлого видели в нем священный цвет – цвет света, тепла, богатства и процветания. Греки и римляне уделяли ему особое место в религиозных обрядах, а кельты и германцы связывали с богатством и бессмертием. Понижение статуса желтого цвета произошло в Средневековье. 

Наше мнение: Парижский медиевист Мишель Пастуро сделал карьеру на семантике цвета, написав пять захватывающих исследований. За синим, чёрным, красным и зелёным последовал жёлтый (какой-то M&M’s выходит!). Каждый том представляет собой скорее набор зарисовок, в котором учёный старается выкристаллизовать новое для исторических исследований направление. Здесь нет императива и жёсткого детерминизма: всё очень шатко, в виде предположений и гипотез. Заслуга его даже не в том, что это безумно интересно и свежо, а как раз в приходящем осознании факта, что цвет, который мы называем, к примеру, синим, в Средние века мог быть совершенно иным. И наши представления, основанные на описаниях в исторических трактатах и документах, мало соотносятся с реальностью далёких веков. Мы по-прежнему знаем, что ничего не знаем о том, как видели, слышали и чувствовали предки. С жёлтым выходит и вовсе детектив: по разным (не совсем понятным даже после книги Пастуро) причинам он вдруг впал в немилость и так до сих пор не оправился от презрения и забвения. В любом случае жёлтый в пятикнижии Пастуро – цвет самый сумбурный и фрагментарный, с наименьшей долей логических построений. Но от этого тема не перестаёт быть потрясающе интересной. Читать цикл можно с любого тома, но лучше осилить их все. Получите массу впечатлений!

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: