Пулитцер недели

Колсон Уайтхед
Мальчишки из "Никеля"
2023. Синдбад

Аннотация: Элвуд Кертис близко к сердцу принял слова Мартина Лютера Кинга о том, что он ничуть не хуже других людей. Брошенный родителями и воспитанный любящей, но строгой бабушкой, Элвуд собирается поступать в местный колледж для темнокожих. Но всего одна ошибка приводит к тому, что Элвуд попадает в академию "Никель". Там воспитанникам обеспечивают "физическую, интеллектуальную и моральную подготовку", что позволит им стать "честными и благородными людьми". На деле же в стенах "Никеля" процветает физическое, эмоциональное и сексуальное насилие. Коррумпированные чиновники торгуют продуктами, предназначенными для учеников, а персонал школы не брезгует жестокими наказаниями.

Наше мнение: Колсон Уайтхед, получивший две Пулитцеровские премии за четыре года (2017-й и 2020-й), во всех своих романах действует по одинаковой, но отлично работающей формуле: он берёт и вскрывает один из нарывов американского общества в исторической перспективе с обязательным сюжетом из жизни чернокожих в основе. За океаном это любят и с удовольствием смакуют, транслируя застаревшие болезни в нестабильной современности. В “Подземной железной дороге” он рассказал всем историю о рабстве и освобождении (с хеппи-эндом, кстати), в “Мальчишках из “Никеля” обращается к судьбе чернокожих подростков в школе 1960-х, которая больше была похожа на исправительное учреждение.

Судя по комментариям в американских пабликах, эти истории берут читателей за живое, поскольку с образовательно-тюремной системой там сталкивались ещё совсем недавно и найти свидетелей можно в своём окружении, так что ситуация касается многих. Впрочем, и вне системы, которая нашему брату не сказать чтобы была близкой, роман написан мастерски, по всем законам жанра и достигает своих целей. Это хорошая история взросления, борьбы за свои права и попыток изменить мир: детальная, чётко структурированная, натуралистичная, с отлично прописанными героями.

Но есть и проблемы. Во-первых, “Мальчишки” достаточно предсказуемы. Несмотря на удачный финал, развитие событий здесь происходит словно по методичке. В тот момент, когда нужно нажать на больную точку, на неё нажимают. Назовите это писательским романом в некотором смысле. Ну если, конечно, вы не афроамериканец и не закончили читать книгу, удобряя бумагу крокодиловыми слезами (очень много реплик такого рода на книжных сайтах в США). Во-вторых, я так и не смог установить эмоциональную связь с героями. Они выглядят словно в хорошем документальном романе: действующие лица из реальных хроник, своеобразный нон-фикшен. Но это не умаляет достоинств нового романа Уайтхеда, просто нюансы.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Кинобестселлер недели

Эрнест Клайн
Второму игроку приготовиться
2023. АСТ

Аннотация: Выиграв конкурс Холлидэя, Уэйд Уоттс вместе со своими друзьями становится миллиардером и хозяином GSS. И это еще далеко не все! Холлидэй оставил ему в наследство свое тайное изобретение – гарнитуру оригинального нейронного интерфейса, которая позволяет пользователям OASISа испытывать полный спектр ощущений. Холлидэй счел, что новый владелец супергарнитуры волен решить, достойно ли человечество этой новой технологии. Вопреки возражениям друзей Уэйд все же выпускает гарнитуру в мир. И прежде сплоченная команда распадается. Через некоторое время на сайте Холлидэя появляется новая загадка, к охоте за призами присоединяется и Уэйд.

Наше мнение: Эрнест Клайн попал в ловушку взрывной популярности. Вне зависимости от вашего отношения к его дебюту, “Первому игроку приготовиться”, это был очень громкий глянцевый подростковый бестселлер и бесконечная ода поп-культуре 80-90-х с невероятным количеством отсылок к видеоиграм, книгам и прочим развлекательным символам эпохи. Да и не по каждому тексту начинающего автора вдруг сам Стивен Спилберг ставит фильм (вполне неплохой, надо признать). Ошибка американского писателя в том, что задачу поработать на свою аудиторию в сиквеле он понял очень буквально.

Если вы ждёте от “Второго игрока” развития характеров, новых ярких поворотов, свежих концепций, то “оставь надежду всяк сюда входящий”. Американец взял один раз сработавшую формулу и вписал в шаблон новые буквы. Хороший ход, если не хочешь рисковать. Формально это не всегда плохо, ведь не обязательно изобретать велосипед, но в этом романе каждый из элементов как минимум чуть хуже, чем в предыдущем: начиная от мотиваций героев и последствий их поступков до сюжетных моментов.

Текст написан ещё более глянцево и с расчётом на голливудщину, а культурные символы времени, в частности, политкорректность, начинают временами бросаться в глаза. “Дай угадаю, все белее снега, да? Белые эльфы. Белые люди. И белые гномы. Держу пари, все на планете Толкина будут белыми. Разумеется, кроме злодеев! Чернокожих орков”, - говорит один из героев. Пффф!

Впрочем, “Второго игрока” нельзя назвать слабым, вовсе нет. Скорее, такой эффект – следствие завышенных ожиданий публики. Свою развлекательную функцию на пару вечеров книга выполняет, мир тот же самый, как и герои. Тем более читать обязательно, если предшественник вам зашёл или понравился фильм, а также если вы испытываете лавину ностальгии по ламповым развлечениям, как их видели в предыдущие десятилетия. Это просто лежбище для нердов, которые явно будут ловить кайф от раскапывания нюансов.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Историческая книга недели

Витольд Шабловский
Как накормить диктатора
2023. Corpus

Аннотация: Польский журналист Витольд Шабловский задается вопросом: что было на тарелках у диктаторов второй половины ХХ века, когда они принимали свои страшные решения? Чем обедал Саддам Хуссейн, когда отдал приказ отравить газом десятки тысяч курдов? Что ел Пол Пот, когда почти два миллиона кхмеров умирали от голода? Что заказывал Фидель Кастро, поставив мир на грань ядерной войны? Совмещая свидетельства личных поваров с панорамной оптикой, Шабловский создает живые портреты знаменитых тиранов.

Наше мнение: Шабловский явно неровно дышит к тирании. В смысле не оправдывает или симпатизирует (как раз наоборот), но возвращается к теме. На русском уже выходили его “Танцующие медведи” – неплохой сборник очерков о столкновении коммунистических обществ Восточной Европы с современностью после развала СССР. Не гениальные, но по-журналистски меткие и с необычным, креативным подходом к сюжетам.

В книге “Как накормить диктатора” стиль автора вполне узнаётся. Это не кулинарный сборник от Саддама Хуссейна и Пол Пота, хотя рецепты здесь собраны во множестве (без граммовок, конечно, но повторить их вполне возможно), а истории о странах через призму деспотичных лидеров и их пристрастий в еде, рассказанные теми, кто ежедневно наполнял меню. Работа проделана непростая, ведь бывшие повара тиранов не горели желанием раздавать интервью. Но, судя по некоторым сюжетам, их многолетнее затворничество, связанное с народной памятью, затянулось, и они скинули груз с души.

В тексте нет каких-то подытоживающих выводов, только люди, диалоги и блюда, но нередко авторские ремарки вклиниваются в текст в виде реплик самих собеседников. К примеру, Саддам со всеми его репрессиями противопоставляется последующему приходу к власти ИГИЛ* и теперь, продолжая логическую цепочку уже без авторского участия (книга вышла в 2019 году), талибам. Словом, это лёгкие эссе на тяжёлые темы и монологи с пояснениями и авторскими отступлениями, где миксуются местные традиции, история и кулинария в достаточно гармоничном виде. Политика политикой, а обед по расписанию.

* (организация запрещена в России)

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Стефани Качиоппо
Там, где рождается любовь
2023. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Нейробиолог и психиатр Стефани Качиоппо рассказывает о том, как любовь влияет на нас, и доказывает, что именно способность любить делает нас людьми. Любовь обладает великой силой – не просто соединяет нас эмоционально, но и помогает лучше думать, быстрее восстанавливаться после болезни и в конечном счете способствует более продуктивной и долгой жизни.

Наше мнение: “Там, где рождается любовь” – не стандартный научпоп, где вам попытаются в академическом или журналистском ключе разложить по полочкам, какие нейроны за что отвечают. Это сплав мемуаров и нейробиологии, в котором автор делится собственной историей любви и влюблённости (при этом с драматическим финалом), параллельно уходя в науку. Поэтому текст получается не сухим или, как часто бывает, перегруженным всяческой лабораторной “шелухой” для умников, а эмоциональным, искренним и личным.

Разумеется, любую попытку описать через нейробиологию и психологию, как рождается любовь, можно считать априори героической, поскольку есть вещи, которые не встроить в формулы и не передать через “дважды два – четыре”, но что-то вам станет проще понять на уровне механизмов возникновения чувств. Кроме любви это горе, одиночество, травматические состояния после ковида.

Характер книги, а это больше сборник связанных эссе, чем исследование как таковое, настраивает на нужный лад. Вряд ли вы запомните сложные термины или как-то переосмыслите романтику и отношения (вам не нужно разбираться в автомобилях, чтобы доехать на такси из точки А в точку Б), но удовольствие непременно получите. А возможно, узнаете в героине себя.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Страноведение недели

Александр Спеваковский
Военная история Японии
2023. Центрполиграф

Аннотация: Книга историка-этнографа, доктора исторических наук, профессора А.Б. Спеваковского посвящена теме военной истории и военной организации Японии на протяжении всего периода существования страны. Автор около 30 лет живет в Японии, работает в университете на острове Хоккайдо и прекрасно знает эту страну. Работа широко охватывает военные события древней, средневековой и новой Японии, их последствия, а также вопросы современных войн, связанных с историей японского милитаризма ХХ века.

Наше мнение: Если вы, как принято говорить в молодёжных кругах, хорошо рубите в истории Страны восходящего солнца, то читать Спеваковского вовсе не обязательно. Поскольку в книге не будет откровений. Здесь представлен вполне себе классический взгляд на конфликты, в которых принимала участие Япония от царя Гороха. И внутренние сёгунские распри, и столкновения с монголами (если вы не знали, откуда потом взялось слово “камикадзе”), и корейские походы, и экспансия конца XIX – начала XX века, и “вишенка на торте” – война с США, после которой самураи вдруг превратились в анимешников.

Есть лишь небольшие нюансы: поскольку историк около 30 лет живёт в Японии и работает по специальности в университете, у него есть доступ к архивам и к “телу” – местным учёным и обывателям. Последнее, к примеру, выплывает в части послевоенного устройства и сравнения США и России в глазах обычных японцев разных поколений. Вполне ценные замечания. Но я лично в таком контексте ожидал большего погружения в японскую действительность. В частности, можно было бы сравнить, как подают отдельные исторические сюжеты у нас и у них, дать какие-то нетривиальные факты, добавить специфики.

Но, возможно, я просто придираюсь: Спеваковский ориентируется на максимально широкую российскую аудиторию, а написана книга не сухо, а вполне увлекательно и легко.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото: