Для любого ребёнка переход от одной ступени образования к другой –настоящий ритуал вступления в новый этап жизни. О том, какие перемены ждут школьника, а также как помочь ему адаптироваться в новой среде, рассказывает участница Всероссийского форума классных руководителей, педагог начальных классов ГБОУ СОШ № 312 Алина Павлова.
Что ждёт ребёнка?
Школьник переходит на новую психоэмоциональную ступень – в его жизни меняется ведущая деятельность: в детском саду это была игра, в начальной школе – учёба, в средней школе – учёба + общение. При этом нагрузка увеличивается.
С чем это связано?
– Дети в 4-м классе были самыми старшими в начальном звене. Теперь они самые младшие в средней школе.
– Вместо одного привычного педагога теперь ребёнку придётся взаимодействовать с разными учителями-предметниками, и с каждым нужно выстроить взаимоотношения.
– В новом коллективе ребёнку хочется завоевать внимание сверстников и занять то положение, в котором ему будет комфортно.
Как может измениться поведение и почему?
– Ребёнок стал хуже учиться. Это не обязательно говорит об упадке учебных навыков. Вероятнее всего, ему эмоционально сложно справляться с новым этапом и новыми обстоятельствами жизни.
– Ребёнок перестал учиться. Это действие в знак протеста. Характерно для коллективов, где учёба не имеет ценности. Таким образом ребёнок привлекает к себе внимание сверстников, пытаясь завоевать место в коллективе.
– Ребёнок берёт на себя слишком много нагрузки. Также является проявлением того, что ребёнок привлекает к себе внимание сверстников, пытаясь завоевать место в коллективе, где конкуренция строится на знаниях.
– Ребёнок не делится с вами своими переживаниями. Происходит очередной этап сепарации ребёнка от родителей. Поэтому более доверительные отношения у него могут быть не с вами, а со сверстниками.
ЧЕМ ПОМОЧЬ?
Следите за эмоциями
Следите за эмоциональным состоянием ребёнка, отслеживайте его нагрузку – стиль, темп преподавания и требования учителей могут отличаться от тех, что были привычны в начальных классах.
Не забывайте о взаимоотношениях
– Заранее постарайтесь выстроить доверительные взаимоотношения ребёнка с родителями.
– Объясните ребёнку, что не все новые педагоги и одноклассники могут сразу нравиться, и это нормально.
– Помогите ребёнку подобрать подход к учителям и одноклассникам, а также стиль взаимодействия с ними.
– Не отзывайтесь в присутствии ребёнка негативно о его одноклассниках и учителях.
Мотивируйте и вдохновляйте
Вспомните позитивные истории о том, что вы, близкие родственники или старшие дети чувствовали при переходе в 5-й класс, как с этим справлялись, поделитесь мотивирующими историями с ребёнком. Поддерживайте внеклассные интересы ребёнка.
Соблюдайте баланс
– Важно не уходить в достигаторство – не перегружайте ребёнка внеклассными активностями.
– Обязательно помогайте ребёнку выстраивать не только учебную и внеклассную, но и самостоятельную жизнь. Составьте вместе график, где будет время на:
- занятия
- хобби
- общение с друзьями
- домашние обязанности (это тоже очень важно – развивает самостоятельность).