Общественность взбудоражили новости о нескольких поджогах военкоматов в Петербурге: сначала 53-летний мужчина поджег военкомат Центрального района, потом 66-летняя петербурженка бросила самодельный "коктейль Молотова" в военкомат на Английском проспекте.

Как стало известно позднее, женщина пошла на преступление не по своей воле, ее к этому склонили мошенники. Сначала они вынудили пенсионерку взять в кредит 200 тыс. рублей, а потом решили "простить" ей долг в обмен на поджог военкомата.

Metro решило поинтересоваться у психологов, почему так происходит и как вести себя в подобных ситуациях.

– Преимущество телефонного мошенника перед его жертвой – владение инициативой. Эффект неожиданности всегда дает ему фору. Вы не ожидали этого звонка, вы к нему не готовились, возможно, вы только что проснулись или, напротив, активно работаете и вам некогда, а возможно, уже поздно и вы устали. Важно то, что ваше внимание либо рассеяно, либо на чем-то очень сосредоточено – это самый удобный момент для атаки, потому что для включения критичности необходима сосредоточенность, но ее по разным причинам нет. Общая примета злоумышленников – они настаивают, что разговор должен состояться именно сейчас, несмотря на то, что вам это неудобно, – объясняет доцент кафедры социальных технологий РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат психологических наук Мария Коновалова.

Мошенники засыпают жертву вопросами, при этом требуя незамедлительных ответов. Чаще всего вопросы строятся таким образом, чтобы ответы были утвердительными. Для злоумышленников важно, чтобы у жертвы не было момента взять паузу, подумать или обратиться за советом.

– Сообщаемая информация играет для вас роль неприятного сюрприза, вызывающего тревогу, а то и страх. Любая сильная эмоция лишает человека способности ясно мыслить. Общий признак – вам внушают, что действовать надо быстро, здесь и сейчас, иначе все пропало! – добавляет Мария Коновалова.

Зачастую мошенник представляется сотрудником банка, майором полиции – иными словами, теми людьми, которым в обществе принято доверять. Он жонглирует сложными терминами, статьями УК РФ, угрожает уголовным преследованием...

– В такие моменты мошенник предстает в сознании жертвы единственным спасителем, который точно знает, что нужно сделать в сложившихся обстоятельствах, а жертва попадает в полную психологическую зависимость от него, выполняя самые нелепые приказы. Люди рискуют стать жертвой обмана из-за своей невнимательности, эмоциональной неуравновешенности и незнания правил взаимодействия с должностными лицами, – заключает эксперт.

Можно выделить несколько правил, следуя которым, получится обезопасить себя от влияния злоумышленников.

1. Если вы не можете не отвечать на звонки с незнакомых номеров, то хотя бы возьмите себе за правило не обсуждать финансовые вопросы по телефону. Даже если собеседник представляется сотрудником Центрального банка, лучше вежливо закончить разговор и на всякий случай связаться с представителями своего банка. На пластиковых картах всегда есть номер службы горячей линии.

2. Когда вас торопят с принятием решений, подгоняют и закидывают вопросами, и вы почувствовали неладное, возьмите паузу – а лучше сразу повесьте трубку. Для мошенника это будет сигналом, что вы его раскусили, и он, скорее всего, попробует позвонить вам вновь. До этого момента постарайтесь посоветоваться с кем-то, кому доверяете, и отвлечься, чтобы не поддаться на дальнейшие провокации.

3. Никогда, ни при каких условиях не соглашайтесь на переводы средств, не озвучивайте данные вашей карты или паспорта. Если вам начинают угрожать – вы имеете полное право закончить разговор, бросив трубку. Мошенники на том конце провода ничего вам не сделают.

Главное, что нужно помнить – это то, что после разговора с мошенниками вы можете не только остаться без своих сбережений или имущества, но и получить штраф, а также реальный срок.