Исторический роман недели

Дженни Тинхуэй Чжан
Четыре сокровища неба
2024. ЭКСМО

Аннотация: Динамичный, отточенный роман, раскрывающий непростой период американской истории начала конца XIX  –  начала XX века, связанный с обстоятельствами Акта об исключении китайцев. "Меня назвали во славу трагедии"  – заключила для себя Дайюй в детстве, когда бабушка читала сказку о героине, в честь которой её нарекли. Знала ли Дайюй, что это отправная точка злоключений, когда её похитили и увезли из Китая в Америку, лишив семьи и мечты постигнуть искусство каллиграфии? Отныне героине придётся создавать себя заново, чтобы выжить в стране, охваченной антикитайскими настроениями и волной невообразимого насилия, где её имя, пол и внешность могут стать лёгкой мишенью.

Наше мнение: Иногда крайне полезно прогуляться лет на 100–200 назад и подтянуть себя по истории вместо того, чтобы год за годом упорно переписывать её и насыщать новыми смыслами. А параллельно поделиться с аудиторией, намеренно или случайно. Отец эмигрантки из Поднебесной Дженни Тинхуэй Чжан подкинул ей сюжет о прошлом городка Пирс в штате Айдахо, который во второй половине XIX века оказался локальным центром золотодобычи. А в целом тысячи мигрантов разлетелись по шахтам страны, что в 1882 году стало поводом для принятия Акта об исключении китайцев из страха перед "жёлтой угрозой". Расистский документ привёл не только к невозможности для переселенцев получить гражданство (в стране их было на минуточку уже около 200 тысяч), но даже антикитайским погромам.

На фоне нынешней кампании против расизма, правда, в основном ограничивающейся квотами на "Оскар", и бесконечных политических баталий с требованиями закрыть границу (перед бегущими через Мексику) этот подзабытый абзац из учебников неожиданно оброс актуальностью. И даже вышел на новый виток, замкнул круг: автор "Четырёх сокровищ неба", писавшая текст на старте пандемии, вспоминает очередной всплеск нетолерантности, нацеленный на американских китайцев в связи с "короной".

Дженни Тинхуэй Чжан – далеко не первая, кто поднимает этот сюжет в современной художественной литературе. В 2021 году на русском выходил роман Си Памжань "Сколько золота в этих холмах" с похожими мотивами, объединяющими золотую лихорадку и китайскую трагедию на Диком Западе. В обоих текстах есть элементы магического реализма (голоса мёртвых у Си против некой мифологической сущности, которая общается с героиней, у Чжан), оба лиричные, несмотря на непростую тематику и насилие, но в остальном конфликты решены по разному. У Си Памжань получился меланхоличный и мрачный роман-путешествие с отсылками к Фолкнеру и Стейнбеку, у Дженни Тинхуэй Чжан – история поиска себя, насыщенная символикой и многоголосьем героев, а также каллиграфией, становящейся лейтмотивом этих духовных метаний. Есть здесь и прямые обращения к китайской классике, одному из четырёх великих романов – "Сну в красном тереме". На поверхности только позаимствованное имя главной героини, но на поверку есть и сюжетно-тематические переклички.

"Четыре сокровища неба" – талантливо написанный, живой, откровенный и местами брутальный текст с более-менее достоверной исторической подоплёкой (автор провела хорошую "архивную" работу), эмоциональный, погружающий в китайскую и иммиграционную культуру, трагический и без хеппи-энда, кстати, вполне возможного для пущего лоска потенциальной экранизации. Разумеется, нередко приходится ловить себя на мысли, что герои и описания выглядят слишком современно, а общая динамика повествования выходит неровной (отдельные эпизоды более детальные, другие явно страдают от отсутствия "родительской любви"), но эти допущения не портят общей картины. Для дебюта писательницы из Техаса лучшего и не придумать.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Триллер недели

Аслак Нуре
Морское кладбище
2024. Corpus

Аннотация: Осень 1940 года. На севере оккупированной Норвегии, недалеко от города Будё, гибнет рейсовое судно "Принцесса Рангхильд". Среди сотен утонувших – судовладелец Тур Фалк. Но его жена, Вера Линн, и новорождённый сын Улав выживают. Спустя 75 лет Вера кончает жизнь самоубийством, и эта трагедия явно связана с тем давним кораблекрушением. Полвека назад Верина блистательная писательская карьера оборвалась, когда она попыталась рассказать правду о том роковом дне, и теперь дочь Улава, Саша, начинает распутывать историю своей бабушки.

Наше мнение: "Морское кладбище" – однозначно выигрышная история: большая, претенциозная, внутренне непростая, атмосферная. Представьте себе исторический детектив с элементами триллера, настоянный на классической семейной саге со всеми родовыми пятнами (запутанные родственные узы, политические интриги, скелеты в шкафу) и хорошенько замаринованный в соусе скандинавского нуара. Более того, сама история катастрофы парохода "Принцесса Рангхильд" вполне достоверная: Аслак Нуре провёл немало времени в архивах, изучал воспоминания свидетелей и даже раздобыл чертежи судна.

Чтобы пасьянс окончательно сложился, автор добавил в текст и своего бэкграунда. Служил в элитном подразделении в Боснии, работал журналистом на Ближнем Востоке, так что в романе появляются элементы технотриллера, шпионских интриг и даже лихого боевика с бравыми коммандос, которые крошат экстремистов в мелкий винегрет. В тексте эти пятна сильно контрастируют своей авантюрностью, условностями и фрагментарностью с достаточно монолитной историей мрачных норвежских семейных тайн, поэтому временами кажутся излишними и слабо оправданными, но, с другой стороны, добавляют ещё один пласт повествования, развлекая читателя на полную катушку.

"Морское кладбище" выглядит кинематографично, поскольку построено по всем канонам современного сценарного искусства, так что ждите резкую смену планов и исторических эпох, "крепких" персонажей с достаточным уровнем проработки и заходом в психологию, саспенса в неспешном продвижении к развязке и "красочной", детально выведенной катастрофы. Трудно сказать, по какой причине, однажды приложившись к книге, вы бросите это читать.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Молодёжный роман недели

Со Сорим
Книжная лавка грёз
2024. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Прошло два года как Ёнсо бросила офисную работу, чтобы стать детской писательницей. И с тех самых пор героиню преследует неудача: ни одно издательство не хочет публиковать её сказки с плохим концом. Но ведь жизнь, убеждена Ёнсо, полна самых разных историй – и это нормально, что некоторые из них грустные. Однажды раздосадованная очередным отказом девушка отправляется на прогулку и набредает на странную книжную лавку, спрятанную среди скал. Ещё более странный – хозяин этой лавки. Он молод, но ведёт себя так, будто провёл на земле уже тысячу лет, а ещё читает вслух каждому посетителю. Почему же Ёнсо кажется, что она встречала этого мужчину раньше?

Наше мнение: Учитывая поток художественной литературы про книжные магазинчики, можно уже и отдельный жанр застолбить. Возьмите недавний корейский межавторский сборник "Аллея волшебных книжных лавок" как вишенку на торте. Дебют Со Сорим из общей стилистики не выбивается, вполне предсказуем в своём кисло-сладком настроении, идеально подходящем для заправской девичьей дорамы. Тут и герои со своими непростыми судьбами, и "провалы" в иные времена, и порции фэнтезийных элементов, и напрашивающаяся романтика. Разумеется, блюдо обильно сдобрено корейской мифологией. Ориентир понятен: девушки и молодые женщины – та самая аудитория местных сериалов. В тексте будет крайне мало сюрпризов (интригу не завезли), но написан роман складно, выстроен логично, несмотря на фантастические планы, обладает необходимой динамикой и выполняет главную задачу – развлекает. Плюс, как большинство современной прозы в Южной Корее, лаконичен, избавлен от желания гнать строку и стилистических усложнений. По итогу – лёгкая молодёжная проза с капелькой морали, но без морализаторства.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Чарльз Кокелл
Разговоры с таксистами о жизни и устройстве Вселенной
2024. АСТ

Аннотация:  Все мы знаем: многие таксисты очень любят поговорить. Спорт, политика, общество, пробки – они могут поддержать беседу практически на любую тему. А когда на пассажирском сиденье оказывается астробиолог Чарльз Кокелл, то разговор непременно зайдёт о космосе. Вдохновлённый разговорами с водителями такси со всего мира, Кокелл отвечает на самые интригующие вопросы: Поймём ли мы пришельцев?А что, если во Вселенной нет жизни? Является ли Марс нашим планом Б? Эта книга состоит из череды добродушных бесед на пассажирском сиденье такси с самыми разнообразными водителями, которым за короткую поездку предстоит погрузиться в самые глубокие тайны космоса.

Наше мнение: Если бы этой книги не существовало, её необходимо было придумать! Насколько бы скучнее выглядели истории о том, есть ли жизнь на Марсе, если бы не завязка. Для пущей достоверности астробиолог Чарльз Кокелл не только передаёт в свободной форме разговоры с водителями, но и указывает конкретный маршрут, где беседа состоялась. Конечно, в художественной обработке и наверно (не утверждаю) с приукрашиваниями, но, возможно, американские и британские таксисты не прочь и о Марсе поговорить. Представьте себе аналогичную картину в нашем "убере". Тут возможны всякие варианты: от "вы издеваетесь" до сцен из "Слова пацана".

Впрочем, душевными беседами дело не ограничивается: в каждой главе есть научный бэкграунд автора, психологический фактор, жизненные наблюдения из окна такси и, разумеется, сама тема, в которой вместе сливаются история, астрономия, биология, философия, физика и другие дисциплины. При этом тексты написаны живым языком, в виде увлекательных научпоп-лекций, а не академических статей, словно вас позвали хорошо проводить время и просвещаться, а не пытаются напичкать максимальным количеством фактов и информации, попутно намекнув, какой умный у этой книги автор. И да, к финалу вы станете чуточку ближе к иным мирам, а также узнаете немного об инопланетных таксистах. Но без фанатизма.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Бизнес-история недели

Мария Корнилова
Смешарики. История культовой Вселенной
2024. Бомбора

Аннотация: Миллионы фанатов по всему миру, более 600 отснятых серий, 6 спин-оффов и 3 полнометражных фильма. Всё это о них, о Смешариках, на которых успело вырасти несколько поколений детей. А ведь на заре 2000-х, когда история только начиналась, никто и подумать не мог, что двум парням – Илье Попову и Салавату Шайхинурову             – удастся невозможное: с нуля, без опыта в мультипликации создать первый в России анимационный сериал, который обойдёт по популярности зарубежные франшизы. Эта книга – искренняя история о том, как рождалась, росла, находилась  на грани краха и снова набирала силу Вселенная Смешариков. Написанная свидетелем событий, сценарным редактором проекта Марией Корниловой, книга рассказывает о том, что долгое время оставалось за кадром.

Наше мнение: "Думал, снимем несколько эпизодов и всё плавненько загнётся, – смеётся Денис. – Но шли годы, а оно не загибалось. Вот это меня больше всего удивляло". Денис – главный режиссёр самой популярной и долгоиграющей мультфраншизы из России, а его откровение из предисловия – пожалуй, лейтмотив очень яркой, как и сами шарообразные герои, увлекательной и ненавязчивой книги, которая написана главным редактором проекта вполне в стиле рисованной вселенной. Одновременно в ней собраны несколько жанров: история успеха, бизнес-книга, мемуары создателей, завуалированные мастер-классы по сценарному и киношному производству, а также сборник фактов в стиле "вы этого точно не знали". Миллион эскизов, фотографий, набросков прилагаются.

Расскажут нам об исчезнувших персонажах (Пчёл, Бельчун, Бурёнка и другие пали жертвой естественного отбора), эволюции знакомых героев, тонкостях работы мультипликаторов, истоках характеров, брендировании товаров и ротации на китайском телевидении, а также о их величестве пасхалках. А их здесь множество: от The Beatles, Queen и "Властелина колец" до Тарковского, "Иронии судьбы" и даже "ДМБ". Ну и о проекте "СмешАрт" не забыли. Стилизации под Дюрера, Дали и Серова завершают книгу, которая может показаться образцом того, как надо с любовью, юмором и чувством стиля писать о популярных брендах. Наверно потому, что история эта личная.

Книжный обзор Metro.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото: