Пока немецкий Fidor Bank – это стартап, который не приносит создателям денег. При этом он собрал аудиторию в 300 тысяч человек на родине, из которых 15% пользуются его финансовыми услугами. У банка нет привычных отделений, а функционирует он на базе своего интернет-сообщества, фактически клуба по интересам, где общаются те, кому небезразличны банковские сервисы – кредиты на небольшие суммы, денежные переводы, вклады и так далее.

– Куда вложить средства? В какой валюте хранить сбережения? Как правильно управлять деньгами? Люди делятся информацией друг с другом и могут со временем стать клиентами, – рассказывает Metro Александр Иванов, финансовый директор венчурного фонда «ЛайфСреда», который попытается реализовать такую задумку на российской почве.

Схема проста: от общения пользователи могут перейти к электронному кошельку, а затем и к банковскому счету. Роль приманки у немцев играют и социальные акции.

– К примеру, набирает запись 2 тысячи «лайков» – на 0,1% повышается ставка по депозиту, – продолжает Александр Иванов.

Как вариант, вы задали вопрос на тему или оставили свой комментарий – получили небольшую сумму на счет. Более того, пользователи могут принимать непосредственное участие в работе самого банка. К примеру, те, кто прониклись идеей, делают ролики для остальных пользователей, рассказывая, как пользоваться финансовыми услугами.

О перспективах стартапа в России участники рынка говорят сдержанно.

– Мы же венчурный фонд, проект высокорискованный, – отмечает Иванов. – Но идея может прийтись по вкусу тем, кто активно пользуется мобильными сервисами, кому не очень важно наличие отделения банка, а также экспатам – тем, кто приехал в Россию работать.

Привлекать клиентов в банк через Интернет – сейчас распространенная практика, говорит Metro Рамиль Шарапов, аналитик портала Banki.ru.

– Тут главное – насколько выгодными будут банковские продукты для клиента, – отмечает эксперт. – Довольно затратная статья расходов в нескольких экземплярах – от привлечения участников комьюнити к обсуждению (в том числе их поощрение) до предложения выгодных банковских продуктов. Это существенные вложения, которые окупятся не сразу.

По словам Антона Павлова, начальника управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка, перспектива у этой идеи есть, но аудитория сервиса будет ограниченной.

– На роль фишки может претендовать начисление неких бонусов за совет или комментарий, но я сомневаюсь, что это даст глобальный поток клиентов, готовых начать пользоваться «тяжелыми» банковскими продуктами, – считает спикер.

Онлайн-банк по своей сути бросает конкурентный вызов всем традиционным банкам. Это обусловлено стремительным развитием интернета и мобильных технологий, суммирует Алексей Главатских, директор по розничному бизнесу Северо-Западной дирекции Росбанка.

– Подобные банки получат право на существование в финансовой среде будущего, если сумеют предложить более удобные дистанционные продукты, чем у универсальных банков, охватывающие все направления бизнеса, – отмечает эксперт. – Хотя такой специализированный банк будет менее устойчив, чем диверсифицированный. Виртуальные банки не единственные конкуренты, заявившие свои права на часть банковского бизнеса. Сотовые операторы и электронные платежные системы также намереваются увеличить свою долю в сегменте транзакций физических лиц. На рынке будут происходить изменения, появляться новые игроки, но роль банков еще долгое время будет оставаться лидирующей и основополагающей. Конкуренты будут стремиться переработать банковские предложения, но не смогут задавать тренды всему рынку.