Metro узнало о нововведениях, самых сложных темах и распространённых ошибках выпускников у заместителя председателя предметной комиссии ЕГЭ по математике, ведущего эксперта Московского центра качества образования Марины Черняевой

Как часто проводятся тренировочные экзамены?

Каждый год такое мероприятие проводится в обязательном порядке. И оно тренировочное не только для детей. Они, конечно, главные действующие лица, но ещё и отсматривается, как работают все системы, потому что это достаточно серьёзное в организационном плане событие. В течение года ребята тоже пишут такие тренировочные экзамены. Они бывают в школах и в центрах независимой диагностики.

Каким в этом году будет экзамен по математике?

В этом году на базовом уровне поменялось и добавилось по одному заданию (экзамен теперь состоит из 21 задачи). Профильный уровень тоже изменился: ушли три задания базового уровня с кратким ответом в первой части и добавились два задания повышенной сложности, но тоже с кратким ответом. И во второй части поменялось оценивание двух задач. Итогового проходного балла на сегодняшний момент нет, но, судя по досрочному экзамену, который уже состоялся, можно увидеть, что изменения по сравнению с прошлым годом не очень большие.

Какие темы сложнее всего даются ребятам?

Лучше всего выполняются задания по алгебре – решение уравнений и текстовых задач, упрощение выражений с приведением к какому-то числовому ответу. На втором месте – задачи по геометрии (планиметрии и стерео-метрии) – этот раздел математики сложнее, это более высокая мыслительная деятельность, более обширные теоретические знания. Наиболее низкий процент выполнения заданий – по математическому анализу, ошибки в них бывают гораздо чаще, чем в остальном.

Во второй части ребятам также легче даётся алгебра (решение уравнений, неравенств и текстовых задач экономического содержания), чем геометрия. В последнее время также лучше стали получаться задания с параметрами.

Какие самые частые ошибки?

Одна из самых распространённых ошибок – это невнимательное чтение условия задания. Вот пропустил какое-то словосочетание, и задача полностью меняет свой смысл. Я вам приведу пример: предположим,

в задании график, и на нём изображена средняя ежемесячная температура. И спрашивается, "в какой из месяцев температура была минимальной". Понятно, что нужно найти и взять самое "низенькое" значение. Но надо же посмотреть, какой масштаб на графике, идут все числа подряд или через два, или через четыре, или через пять. Или поменяем вопрос: спросим не "в какой месяц года", а "в какой месяц второй половины года". И если в первом случае задание выполнят примерно 96% детей, то во втором – только 85%.

А в чём ещё ошибаются выпускники?

Вторая частая ошибка – в вычислениях. От этого никто не застрахован, поэтому когда выполняете действия, нужно себя обязательно контролировать и проверять. Поделил – умножь, посмотри, получится ли такой же результат. Вычел – прибавь. Конечно, если решаешь задачу, нужно смотреть ответ и по смыслу. Не может быть такого, что скорость пешехода – 48 км/час. Значит, ты ошибся, и должно получиться – 4,8 км/час. Точно так же, как не может машинистка печатать в час 800 страниц. Пересмотри – ты где-то точно ошибся в вычислениях.

Такие вещи нужно проверять и выписывать в бланк тот самый ответ, который спрашивается. На экзамене нет мелочей, поэтому внимательно и очень серьёзно относитесь к каждому шагу и каждому заданию.

Как вы советуете решать задачи?

Я считаю, что, выполняя каждое задание, желательно действовать следующим образом: внимательно прочитать условие задачи и выделить ключевые моменты, после этого решить и проверить вычисления. Далее ещё раз прочитать вопрос и сказать себе: "Да, я получил ответ именно на него". И вот этот свой ответ записать в бланк. И затем мы к этому заданию больше не возвращаемся – всё, мы его решили и забыли про него.

Если вдруг какая-то задача не получается – её надо спокойно пропустить, прорешать все остальные, а потом вернуться. Не надо только возвращаться к ней после каждого следующего задания – пусть она чуть-чуть "покрутится" в голове.