16+

Мобильные приложения играют ключевую роль в современном мире. Они делают нашу жизнь проще и удобнее, позволяя получать доступ к информации и услугам в любое время и в любом месте. Благодаря мобильным приложениям мы можем оставаться связанными с миром, управлять финансами, работать, учиться и развлекаться, превращая наши смартфоны в настоящих помощников на каждый день. 

Джалолиддин Эркиний (Jaloliddin Erkiniy) – специалист по мобильной разработке, который создал с нуля одно из крупнейших и популярнейших мобильных приложений в стране. В интервью он рассказал о том, как на старте своей карьеры придумывал инновационные решения на базе мессенджера и дал возможность своим клиентам переводить друг другу деньги прямо в чате. А также, как устроен процесс создания приложения, с помощью каких вопросов он проверяет софт скиллы кандидатов на собеседовании и что думает о будущем рынка мобильной разработки.

 

Вы работаете в сфере мобильной разработки почти 10 лет. А начинали свою карьеру со стартапа. Расскажите о том периоде вашей жизни, чем вы тогда занимались и какие проекты вели?

После окончания университета я устроился в стартап, который разрабатывал мессенджер. Наша команда занялась созданием платёжной системы на базе этого мессенджера. Одна из важнейших опций, которую мы придумали и внедрили – оплата через QR-код. Это было вызовом, так как подобные решения ещё не были распространены и учиться на чужих ошибках было невозможно. Мы обратились к опыту Китая, где QR-коды уже успешно использовались и это сработало – люди в Узбекистане стали активно использовать эту фичу.

На этом мы не остановились и решили добавить в мессенджер функцию перевода денег собеседнику прямо в чате. Мы предложили инновационное решение для того времени, только недавно такие вещи стали делать в Apple. Наши финансовые функции нашли живой отклик среди пользователей, наша клиентская база выросла до нескольких тысяч человек. Это привлекло внимание инвесторов, что помогло стартапу достичь нового уровня развития.

 

После успеха мессенджера в этом стартапе вас пригласили в крупнейшую телеком-компанию Узбекистана Uzbektelecom. Какие задачи перед вами стояли в этом бизнесе и как им пригодился ваш опыт? 

Компания поручила мне разработать мобильное приложение – личный кабинет для клиентов оператора мобильной связи. Это был важный имиджевый проект для бизнеса, который должен был повысить лояльность пользователей и улучшить их опыт взаимодействия с компанией. Мы успешно запустили приложение за четыре месяца. Вскоре оно стало одним из самых популярных в стране и набрало более 1 миллиона пользователей. По сути, это было третье по популярности приложение в Узбекистане, после приложения для оплаты налогов и госуслуг.

Позднее мы добавили в него дополнительные опции. На базе приложения появилась платёжная система, позволяющую пользователям привязывать свои карты и оплачивать различные услуги внутри приложения. Таким образом, мы превратили приложение оператора мобильной связи в универсальное приложение со множеством полезных опций для пользователей.

 

Получается, вы сделали суперапп? 

Да, мы вывели на рынок уникальный для того времени продукт, который опередил тренд на супераппы в стране. Мы объединили в одном месте различные функции оператора связи Uztelecom, включая домашний интернет, телевидение и другие услуги. Мы также добавили туда сторонних поставщиков услуг, позволив нашим пользователям оплачивать коммунальные услуги через наше приложение. Позже мы добавили возможность получения кешбэка и участия в программе лояльности.

 

В этой компании вы ещё создали архитектурную часть инновационного продукта, который позволил оптимизировать работу маркетологов и продажников. Расскажите, каких результатов вы смогли добиться для бизнеса компании?

Когда у нас ещё не было супераппа, а только приложение для оплаты мобильной связи, нам нужно было наполнять его контентом – интернет-пакеты, тарифные планы, другие платные услуги. Весь этот контент заводился в приложение разработчиками. Это занимало много времени, которое мои люди могли потратить на создание кода и другие более профильные для IT-специалиста вещи. Разработчику приходилось самому сидеть и копировать с сайта описание и стоимость услуги – достаточно рутинная работа, не связанная с кодом. Тогда у меня появилась идея сделать веб- платформу, на которой мы настроим услуги и отдадим её в ведение маркетологам и продажникам, чтобы оптимизировать работу разработчиков. Такая админка до сих пор успешно работает и помогает компании экономить ценные ресурсы.

 

Как потом развивалась ваша карьера?

В 2020 году меня пригласили в Aloqabank для создания мобильного приложения. Но из-за пандемии мы переключились на проект дистанционных продаж карточек. Совместно с директором подразделения мы решили, что нужно разработать телеграм-бот, который позволял банку продавать карты онлайн и обновлять их для клиентов. Этот проект был реализован в рекордно короткие сроки – всего за два месяца.

Клиенты могли отправить заявку на карту через телеграм-бот, приложив фото паспорта и своего лица. После верификации заявка падала сотруднику для проверки, а карточку клиент получал через почту в течение нескольких дней.

 

Это была популярная услуга?

Безусловно. Наш телеграм-бот позволил банку не потерять действующих клиентов и привлечь новых. Это была первая волна коронавируса и период жёсткого локдауна –   никто не мог выходить на улицы и передвигаться по стране. За три месяца мы продали несколько тысяч карточек. Благодаря нашему решению, люди, получавшие зарплату на эту карту, могли легко обновить её, чтобы продолжать пользоваться своим счётом без проблем.

 

Вы в качестве тимлида имеете большой опыт построения разных команд в нескольких проектах. Поделитесь лайфхаками, которыми вы пользуетесь в работе с сотрудниками, а также при найме новых специалистов?

Во время работы в Uzbektelecom я собеседовал много сотрудников, собирал команду и неплохо прокачался как тимлид. Ещё был ментором менее опытных сотрудников и подсказывал им как лучше построить свою работу. На собеседованиях я делал упор на выявление у кандидата софт скиллов, потому что люди в команде должны подходить друг другу, чтобы работать им было комфортно. По моему мнению, хард скиллы и технические способности можно развить и подтянуть. Поэтому эти навыки вторичны. Ещё я выбирал людей с потенциалом и пытался разглядеть именно его, а на опыт и багаж смотрел уже во вторую очередь.

 

Какие вы использовали методики для проведения собеседований, чтобы найти кандидатов по этим критериям?

Чтобы сэкономить время на собеседовании, я сам составлял для кандидатов тестовое задание по технической части. Оно занимало у кандидата два часа и в нём мне было важно составить вопросы так, чтобы не было одного правильного ответа, а я мог увидеть, как человек мыслит и какие варианты решения предлагает. И уже потом общался с кандидатом, чтобы проверить его навыки общения.

Сначала задавал элементарно лёгкие вопросы, на которые мой собеседник точно знает ответ, чтобы увидеть его реакцию. Например, он может ответить высокомерно, подумав, что он более крутой специалист, чем ты, раз спрашиваешь такие примитивные вещи. Или напрямую задать вопрос – это же все знают, зачем вообще такое спрашивать? Таких кандидатов я сразу отсеивал.

Второй лайфхак – задавал очень сложные вопросы, на которые и не ждал правильного ответа. Если кандидат честно признавался, что не знает – хорошо. Но если он пытается выдумать ответ или угадать его – это красный флаг. Такие наработки помогли мне найти подходящих по духу и по компетенциям сотрудников, с которыми мы разработали вместе успешные продукты.

 

Расскажите, что из себя представляет процесс разработки iOS приложений в сфере телекома.

Всё начинается с того, что бизнес приходит со своими задачами и пожеланиями. Например, компания хочет, чтобы была определённая фича, у пользователей появилась новая удобная опция. Разработчики, дизайнеры и продакт-менеджеры садятся вместе и думают, как это реализовать. Руководитель рисует на доске архитектурную часть, чтобы описать, как это всё будет технически выглядеть. Например, описывает, какие нужны серверы, сервисы, интеграция с платёжной системой. Далее рисуем макет – как будут выглядеть страницы приложения. Затем утверждаем наши идеи с бизнесом и начинаем работу. Разделяем весь проект на отдельные задачи, распределяем их между членами команды, устанавливаем сроки. Когда всё готово, тестируем нашу фичу, показываем бизнесу и если всё хорошо, выпускаем её для клиента. Иногда бизнес начинает заранее активно рекламировать эту фичу.

 

По вашему опыту, каким должно быть приложение, которое установят миллионы клиентов и будут им активно пользоваться на регулярной основе?

Важно не просто скопировать успешное приложение, которое хорошо себя показало в другой стране, а адаптировать его под менталитет своих пользователей. Например, если пользователи не очень финансово грамотные и только знакомятся с приложениями, нужно сделать для них максимально удобный и простой дизайн – куда нажимать, где какое окно искать, как проводить оплату.

 

Как вы определяете в своей работе, что нужно пользователям?

Мы проводим A/B тесты, даём два варианта использования фичи, чтобы по поведению пользователей выбрать самый оптимальный вариант и запустить его в работу. Отправляем бета-тесты приложения знакомым, чтобы узнать их мнение. Также я регулярно читаю отзывы на наше приложение в Google Play и App Store, чтобы увидеть, что хотят видеть пользователи в нашем приложении и как просят его изменить.

 

Давайте поговорим про тренды мобильной разработки. Как компании будут менять свой подход к разработке приложений и какие изменения мы увидим в ближайшем будущем?

Будущее за упрощением и лаконичностью. Чем приложение проще, тем лучше. Вокруг современных людей много инфошума, они устают от засилья новостей, соцсетей, приложений и тяжело воспринимают нагромождение информации. Оптимально, если пользователь может за один или два клика найти основные функции приложения. А главные фичи выделены максимально ярко. Не нужно в один экран добавлять 20 элементов, лучше выделить крупным шрифтом основные функции, а другие спрятать – кому нужно, обязательно найдёт. Будущее успешных мобильных приложений – за простотой. Одна картинка и минимум информации.

 

Вы верите в перспективность супераппов? Чем они могут привлекать пользователей, а что отталкивает в интерфейсе таких продуктов?

Как раз супераппы – это антоним лаконичности и простоты мобильных приложений. Но именно они могут выиграть конкурентную борьбу за место в телефоне пользователя за счёт своей универсальности. Я вижу, что сейчас становится всё больше супераппов, многие банки строят свои супераппы. Они хотят использовать свою клиентскую базу по максимуму и предлагать им лучшие условия.

 

Какими источниками вы пользуетесь, чтобы следить за изменениями в ваших технологиях и держать руку на пульсе?

Я много читаю блогов на площадке "Хабр". Интересуюсь, чем делятся более опытные разработчики и подсматриваю за тем, какие решения они используют в своей работе. Читаю англоязычные ресурсы по теме, чтобы следить за трендами в мобильной разработке и смотреть, как работают коллеги по цеху за рубежом. Внимательно слежу, что делают ребята в Google и Amazon. У них своя интересная парадигма из разряда "Принципы лидерства Amazon".