Из-за того, что зал у театра небольшой и камерный, у зрителя создается эффект присутствия. Билеты можно брать на любые места – везде хорошо видно. Однако временами я радовалась, что сижу на четвертом ряду, а не на первом. Наверное, мне было бы неловко и страшно находиться так близко к актерам, тем более постановка иногда напоминала мистический фильм ужасов.

О чем спектакль

"Маленькие трагедии" Пушкина – это цикл из четырёх небольших пьес, разных по сюжету и времени происходящих событий. В спектакле все по классике. В "Скупом рыцаре" два главных героя, отец и сын, становятся врагами из-за жадности барона старшего, которого поглотила страсть к золоту. "Моцарт и Сальери" – вымышленная история, основанная на слухах, что на смертном одре Сальери признался в отравлении великого композитора. В "Каменном госте" гуляка, бабник и дебошир Дон Гуан соблазняет вдову убитого им же командора. "Пир во время чумы" рассказывает об эпидемии 1830 года в Лондоне. Несколько человек накрывают стол на улице и начинают пировать. У них мрачные дома, а юность любит радость, оправдывают они себя. При этом меньше месяца назад один из них плакал над могилой своей матери.

Герои говорят языком и словами из пушкинских пьес, но выглядит это актуально.

Герои говорят языком и словами из пушкинских пьес, но выглядит это актуально.

teatr-subbota.ru

Фото:

В чем фишка

Получилось интересное "новое" прочтение "Маленьких трагедий". Герои говорят языком и словами из пушкинских пьес, но выглядит это актуально. Будто смотришь современный сериал, действие которого происходит "в постапокалиптическом будущем". Интересные костюмы, мрачный антураж и классические тексты лаконично соединены в единое целое. Много необычных решений – например, с ботинками. Их выстраивали на скамейке перед зрителями, когда кто-то из персонажей по сюжету "выбывал" со сцены. Был еще зловещий "черный человек", уводивший в последний путь персонажей по лестнице в загадочную дверь, откуда проникал красный тревожный свет. В нем можно найти отсылку к пушкинскому черному человеку, заказавшему у Моцарта "Реквием". Были и интересные находки в музыкальном оформлении, когда какая-то известная мелодия служила как бы продолжением пушкинского сюжета, раскрывая случившееся. Так, например, после дуэли персонаж не падал замертво на сцену, а замирал под звуки знаменитой финальной мелодии из фильма с Бельмондо "Профессионал". Закончился же спектакль музыкой из сериала "Слово пацана".

Герои говорят языком и словами из пушкинских пьес, но выглядит это актуально.

Герои говорят языком и словами из пушкинских пьес, но выглядит это актуально.

teatr-subbota.ru

Фото:

Впечатления

Сначала мне показалось, что будет сумасшествие, в котором трудно угадать сюжет и смысл. Началось все с довольно мрачной песни, сопровождаемой воплями и несвязанными диалогами. Возможно, если бы я перечитала накануне Александра Сергеевича, то сообразила бы, что хотел сказать автор. Однако я этого не сделала, поэтому с порога было трудно распознать прекрасное в этом искусстве. Но довольно быстро песни закончились. Смотреть становилось все интереснее, постепенно вспоминался сюжет. Когда на сцену вышел актер Владимир Абрамов, играющий барона в "Скупом рыцаре", мое впечатление о спектакле полностью изменилось. Это было так жутко и реалистично, что хотелось спрятаться под стул. Вряд ли Пушкин представлял, каким чудовищным может быть его персонаж. Сразу веришь, что "если бы все слезы, кровь и пот, пролитые за все, что здесь хранится, из недр земных все выступили вдруг, то был бы вновь потоп".

Когда дело дошло до "Моцарта и Сальери", стали появляться шутки, забавные аллюзии. На "Каменном госте" зрители местами уже хохотали. Например, когда неожиданно вместо памятника убитому командору на сцене появилась огромная статуя Пушкина с горящими глазами. Спектакль шел 3 часа 20 минут с одним антрактом, но смотрелся на одном дыхании.

В чем смысл

Пожалуй, смысл у спектакля получился ровно такой, каким и закладывал его Пушкин: что будет с человеком, если забыть про нравственность, и сколько можно поставить на чашу весов ради человеческих соблазнов.