Metro заканчивает цикл экскурсий по петербургским театрам. Заручившись поддержкой артистов, мы проникали за кулисы. Сегодня мы отправились в Мариинский театр. Нашим гидом стала солистка балета Рената Шакирова

Еще по теме:
За кулисами: в Театре "На Литейном" все принцессы уходят в декрет
Экскурсия по театру: В "Зазеркалье" мотылёк может стать супергероем
Как устроен театр "Балтийский дом"
В лабиринтах БДТ можно потеряться
Театр им. Комиссаржевской начинается с гримёрки и саксофона
Театр "Кукольный формат"
Экскурсия по закулисью: Театр "Мастерская" отмечает день рождения
Здесь все улыбаются друг другу: репортаж из Театра комедии им. Акимова
За кулисами театра: Дежурный по "Особняку" моет пол и окна
Закулисье: актёры Театра Эстрады знают, как удивить зрителя

Досье балерины
Ренате Шакировой 24 года.
Родилась в Ташкенте.
Окончила Академию русского балета имени А.Я. Вагановой (класс Татьяны Удаленковой). Являясь студенткой Академии, участвовала в спектаклях Мариинского театра. С 2015 года – в труппе Мариинского театра. Первая солистка балета.
В костюмерной.

В костюмерной.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Бутафорское золото и бриллианты
Через служебный вход мы проходим в бутафорский цех. Рената снимает с полок  "бронзовые" кубки.
– Эти приготовлены для балета "Раймонда", – рассказывает она. – Но кубки используются и в "Трубадуре", и в "Лебедином озере", и во многих других спектаклях.
Балерина показывает ларец с драгоценностями – это золото и бриллианты сарацинского шейха Абдерахмана, и через пару часов их вынесут на сцену.
– Артисты практически не бывают в бутафорском цехе, перед спектаклем нам всё необходимое выносят на сцену или в кулисы, – поясняет Рената. – Но если что-то нужно для репетиции, мы заходим за реквизитом. Ведь если ты танцуешь с предметом, нужно его почувствовать.

В бутафорском цехе всегда можно почувствовать себя миллионером или принцессой.

В бутафорском цехе всегда можно почувствовать себя миллионером или принцессой.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Рельсы для крупных декораций
За исторической сценой Мариинского театра установлены рельсы.
– По ним перемещают крупные декорации, – говорит Рената Шакирова. – Здесь, за сценой, очень атмосферно. Я люблю заглядывать в помещение, где сложены крупные декорации. Задники и кулисы свернуты в рулоны, и каждый лежит строго на своём месте. Полки с рулонами тянутся к потолку. Когда ты это видишь, понимаешь, сколько спектаклей в репертуаре Мариинки. Опять же, во многих театрах балеты и оперы идут блоками. У нас почти каждый день – новый спектакль. И нашим службам нужно успеть поменять декорации, свет, подготовить сцену. И это грандиозно!

Задники к спектаклям хранят в свёрнутом виде.

Задники к спектаклям хранят в свёрнутом виде.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Пачки – как фонарики
Заходим в самый воздушный цех Мариинского театра – костюмерный.
Балетные пачки повсюду. Часть подвешены к потолку, из-за чего возникает ощущение, что помещение с высокими потолками украшено большими разноцветными фонариками.
– Здесь хранятся наши костюмы, – комментирует Рената. – В цехе их отпаривают и подшивают. Мы сюда приходим, когда готовимся к новому спектаклю, чтобы подобрать костюм. А если его нет, то шьют новый.
Одеваются балерины в своей гримёрке.
– Перед спектаклем на нас зашивают костюмы, – объясняет Рената. – У нас много поддержек, и важно, чтобы партнёр не попал в платье, не зацепился за него.

В костюмерной.

В костюмерной.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

По лабиринтам театра
Поднимаемся в балетный буфет. Здесь артисты встречаются за чашкой кофе, обсуждают новости. Заглядываем в репетиционный зал. Рената встаёт к станку, показывает, как балерины разогреваются перед спектаклем.
– Это сейчас я уже знаю почти каждый уголок Мариинского театра, – говорит она. – Потому что прихожу сюда 13 лет – с тех пор как начала учиться в Академии балета. Уже с первого класса вместе с другими детьми участвовала в спектаклях. Первым стал "Щелкунчик", где мне досталась партия поварёнка. Мы боялись заблудиться и ходили только в сопровождении опытных артистов. Я думала, что никогда не запомню, где что расположено. Театр казался загадочным замком, и это ощущение осталось до сих пор.

Рената Шакирова.

Рената Шакирова.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

В репетиционном зале.

В репетиционном зале.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Родной линолеум всегда везём с собой
Мы снимаем обувь и проходим на знаменитую сцену. Перед нами – оркестровая яма и пустой зрительный зал.
– У нас сейчас три сцены, на которых идут спектакли: историческая, Мариинский-2 и Концертный зал, – рассказывает Рената. – Но эту я люблю больше всего, здесь особая атмосфера. И танцевать на ней – большая ответственность. Когда знаешь, какие балерины, артисты выходили на сцену, планка поднимается очень высоко и ты просто обязан соответствовать.

На сцене Мариинки – специальное покрытие. Под слоем линолеума "Арлекин" находится деревянный слой.
– Мы называем его "подушкой", которая выполняет функцию амортизации, – объясняет Рената. – Если "подушку" убрать, то после спектакля будет болеть спина. Другие поверхности бывают слишком скользкими, а мы танцуем на пуантах, у нас очень маленькая точка опоры. Поэтому почти на все гастроли театр возит с собой и линолеум, и "подушку".

Если для зрителя спектакль начинается в семь часов вечера, то для тех, кто выходит на сцену, примерно в пять.
– С собой у меня большая сумка, в которой сложены косметика, шпильки и заколки для волос, – продолжает Рената. – Самостоятельно наношу яркий макияж, затем приглашаю гримёра, чтобы сделать причёску. Потом я разогреваюсь, примеряю пуанты. И уже перед выходом на сцену надеваю костюм.

Рената на исторической сцене Мариинского театра.

Рената на исторической сцене Мариинского театра.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

История театра
Театр ведёт родословную с 1783 года, когда был торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная.
В 1859 году театр стал Мариинским в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. В 1935-м театру было присвоено имя С.М. Кирова. Историческое название было возвращено в 1992 году.
В 1988 году художественным руководителем – директором театра стал Валерий Гергиев. В 2006-м открыт Концертный зал, а в 2013 году – новая сцена: Мариинский-2.
На мосту, соединяющем историческое и новое здания Мариинского театра.

На мосту, соединяющем историческое и новое здания Мариинского театра.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото: