О чём спектакль

 

В основу спектакля легли две главы повести "Царь-рыба" Астафьева: "У Золотой карги" и одноименная "Царь-рыба". В центре сюжета два брата – Командор и Игнатьич – с детства враждуют и завидуют друг другу. Жизнь в маленьком сибирском посёлке Чуш тяжелая, чтобы выжить приходится браконьерствовать и прятаться от рыбнадзора.

 

У Игнатьича, старшего брата, всё получается хорошо, порой он даже слишком удачлив, в поселке его уважают. Жизнь младшего, Командора, совсем другая, о ней и будет первая часть спектакля. У несчастливого Командора была одна в жизни отрада – дочь Тайка, с которой случается беда, пока отец ловит рыбу. Лейтмотивом через всю жизнь поселка проходит добыча рыбы, с самого детства "о ней треклятой" все и думают. И все знают притчу о встрече с Царь-рыбой, которую лучше сразу отпустить, если совесть нечиста. Царь-рыба попалась в сети Игнатьичу, и их cватка – кульминация спектакля.



В чём особенность

 

Первое сценическое воплощение повести В.И. Астафьева, удачно приуроченное к столетнему юбилею. Спектакль идет всего час двадцать без антракта, что позволяет полностью погрузиться в историю и ни на что не отвлекаться. Актерский состав подобран прекрасно – всего шесть актёров на сцене успевают показать жизнь целого посёлка.

 

Новая сцена ТЮЗа – очень маленькая, и на этом небольшом пространстве сконцентрировано много действия и деталей. Весь реквизит на сцене, от рыболовных крюков до огромного каркаса деревянной лодки, будет не раз использован в спектакле и, подобно метафорам сибирского фольклора, может менять своё значение. Вода и лёд тоже станут частью реквизита для большего погружения в атмосферу суровых погодных условий бескрайней тайги.

 

На сцене старались сохранить особенность слога Астафьева и сибирского диалекта его персонажей – над спектаклем работал специалист по сибирскому фольклору. Ещё одна особенность – хоровое пение актеров, завораживающее и усиливающее драматический эффект.

 

Впечатления зрителя

 

Здесь очень удачно сочетаются классическое прочтение литературы и использование новых возможностей театра, так что должно понравиться и консервативным зрителям, и любителям чего-то нового. Казалось бы, всё те же темы – конфликт человека с природой, с другим человеком, с собственной совестью, но как они интересно обыграны в спектакле именно в этом антураже. За внешней простотой сюжета скрыты несколько аллегорий, который каждый может воспринимать на свой лад, и если у Астафьева ответ был однозначный, то режиссёр дарит нам пространство для размышлений.
Драматическая постановка, в которой нет ничего лишнего, и благодаря обилию деталей её захочется пересмотреть. Возможно и стоило подождать с премьерой сценического воплощения Астафьева, чтобы сделать это настолько хорошо.