О чём роман/спектакль: Кира живет в закрытом северном городе Сулиме, где местные промышляют браконьерством. Ли в университетском кампусе в США занимается исследованием на стыке современного искусства и антропологии. Таня в современной Москве снимает документальное кино. Незаметно для них самих зло проникает в их жизнь и грозит уничтожить. А может быть, оно всегда там было? Но почему, за счёт чего, как это произошло? “Риф” – это роман о вечной войне поколений, авторское исследование религиозных культов, где древние ритуалы смешиваются с современностью, а за остроактуальными сюжетами скрываются мифологические и мистические измерения.  

Режиссёр: Борис Павлович
Актёры: Юлия Гришаева, Юлия Захаркина, Анна-Магда Обершт, Кристина Токарева, Александр Худяков, Георгий Саварский, Алексей Матвейчук
Продолжительность: 3 часа 
 
Роман Алексея Поляринова (2020) стал финалистом престижных премий “Большая книга” и “НОС”. Но самое главное – разошёлся в народ. И если о тиражах мы не имеем никакого представления (да это и неважно!), то название у читающей публики на слуху. Достаточно сказать, что на популярной книжной площадке Livelib опубликовано 365 пользовательских рецензий. Простое сравнение: на Transhumanism inc. (примерно того же времени – 2021) у традиционно самого модного литератора всея Руси Виктора Пелевина – “всего” 124. Но дело даже не в количестве. Это не обзоры на бургерную в стиле “понравилось халапеньо и соус”, а живой (и в большинстве случаев очень эмоциональный) отклик. Поскольку живое тянется к живому. 

Но вот какой казус: “Риф” всегда казался отличным выбором скорее для авторского кино. В нём соединяются красота северной природы и уныние заполярного города с историческими, социальными, детективными и мифологическими мотивами. Плюс по структуре здесь масса длинных сцен, минимум экшена, всё завязано на беседах, перформансах и эмоциях. А вот как это воплотить на театральной сцене, чтобы не было зевоты и скучных движений вокруг стола и памятника из папье-маше на центральной площади? Борис Павлович точно знает как. 

Кадр из спектакля.

Кадр из спектакля.

Иван Черных., Предоставлено организаторами

Фото:

Зрительский цех

Дома и стены помогают – это как раз про площадку “Скороход”. Сцена располагается прямо в бывшем цеху между колоннами, а зрители от неё не отделены, что способствует погружению. Много воздуха, строгая атмосфера, своеобразная акустика – в общем, аскетично. Более того, труппа использует минимум вещей и элементов антуража: несколько стульев, школьную доску, две ударные установки и бас-гитару, которые не просто “повешены на стену”, но и “стреляют”. При этом неоднократно. А для того, чтобы ещё больше вовлечь пришедших в процесс, актёры несколько раз за вечер затевают мини-игру с залом: устроят то социологический опрос, то социальный эксперимент.  

При этом ни разу не возникает сомнений, что мы лихо перемещаемся из типичного провинциального Сулима в американскую глубинку, из города, который предпочитает забыть о ранах прошлого, и секты в модный кампус. А некоторые режиссёрские находки прямо удивляют. Например, экскурсию по Сулиму для нас проводят прямо на доске мелом, и ты практически чувствуешь себя как дома: видел, бывал. Нагляднее не придумаешь. 

Смыслы романа Алексея Поляринова в спектакле переданы довольно точно, но при этом ощущения сумбурности не возникает. А ведь их в тексте их сразу целая россыпь, они проникают друг в друга, соединяются, распадаются и снова соединяются. Здесь будет практически всё, за что автора хвалили и за что ругали (особенно за вольное обращение с охотничьими традициями Севера).  

Кадр из спектакля.

Кадр из спектакля.

Иван Черных., Предоставлено организаторами

Фото:

Актёры убедительны, балансируют на грани реалистичности и здоровой экспрессии, но Александр Худяков (главный антигерой, университетский профессор, а потом и лидер секты, перекраивающей людей) выделяется особенно – и своей многогранностью, и мгновенными перевоплощениями: за пять секунд с накладной бородой он, словно на мастер-классе для юных актёров, перерождается из авторитарного вождя в старого деда. Станиславский, кидай деньги на сцену! 

Дебет с кредитом

По итогу у “Такого театра” родился многослойный, глубокий, но при этом не сверхсерьёзный и мрачнющий, как могло бы быть, а живой, игровой и интерактивный спектакль о важности памяти и человеческого достоинства, который прекрасно использует особенности площадки “Скороход”. Долгие овации зрителей, в основном молодых, в финале – подтверждение тому, что об этом самое время говорить.