Коммерческую недвижимость покупают и продают примерно так же, как и жилую. Правда, стоимость и порядок оформления несколько отличаются. Но есть и другие нюансы, о которых нужно подумать заранее

Изучаем законы
Изучите требования законодательства, предъявляемые к сфере, в которой вам хотелось бы строить бизнес. "Если пожелаете открыть продуктовый магазин или пункт выдачи заказов, необходимо заранее продумать расположение зоны погрузки-разгрузки, а также учитывать требования законодательства к допустимому уровню шума", – советует Дмитрий Беляев, генеральный директор ООО "КВС. Управление недвижимостью".

"Обязательно озадачьтесь вопросом выбора наиболее оптимальной системы налогообложения. Для этого рекомендую потратить время и средства на обращение к профессиональным консультантам. Лучше заключать долгосрочный договор аренды, подлежащий регистрации в Росреестре. Это защитит ваши права в случае серьезных инвестиций в ремонт и продвижения вашей торговой точки. Также всегда обращайте внимание на пункт договора об индексации арендной ставки – лучше сразу оговорить с арендодателем максимально возможный процент повышения и временные рамки", - продолжает Дмитрий.

Не спешим с ремонтом
Одна из ошибок, которую допускают новые владельцы коммерческой недвижимости, – сначала делают ремонт, а потом начинают думать, что именно будет находиться на объекте. Да, хочется как можно скорее привести в порядок помещение, но вот вкладываться в капитальный ремонт не стоит до тех пор, пока не выработана концепция его коммерческого использования. Например, может оказаться, что только что отремонтированную стену придётся снести или на ней не хватает розеток.
"При выборе помещения для вашего бизнеса в первую очередь обращайте внимание на планировку – идеально под любой бизнес-формат подходит квадратная или прямоугольная. Отсутствие монолитных стен и блоков снизит ваши расходы на переустройство и реконструкцию помещения. Прежде чем запускать свой проект, внимательно изучите схемы коммуникаций, вентиляции, составьте технологию по размещению оборудования. Это сохранит ваши нервы, время и деньги при дальнейшей покупке и размещении всего необходимого", - рекомендует Дмитрий Беляев.

Ищем "тропу"
Обращайте внимание на локацию объекта. Первая линия – это практически всегда беспроигрышный вариант, считает руководитель отдела инвестиций в коммерческую недвижимость АН "Итака" Вячеслав Лапочкин. "Смотрите помещения, где проходит пешеходный трафик. Машин может ездить много, но к вам никто не зайдёт. И ещё: ищите "народную тропу" – дворовые потоки, тропинки, остановки. Такой объект может генерировать неплохой доход", – говорит наш эксперт.

Выбираем район
Сейчас пользуются популярностью новые спальные кварталы. "Парнас, Кудрово, Девяткино – всё это востребовано. Там много молодёжи, которая может и не располагать огромными деньгами, но любит тратить, ходить в магазины, кафе, салоны красоты. А вот исторический центр – часто квест с неизвестным финалом, много нюансов и сложностей. Порой после покупки выясняется, что там даже нельзя повесить вывеску", – говорит Вячеслав Лапочкин.

Изучаем обстановку
Огромное значение имеет и всё то, что находится внутри помещения. "В идеале потолки должны быть высокими. Три метра и выше – это уже помещение универсального назначения. Большой плюс – наличие вытяжки либо возможность её оборудовать, тогда в помещении можно организовать точку общепита. И ещё один жирный плюс – это несколько входов. В этом случае помещение можно поделить и сдать арендаторам по частям", – подсказывает Вячеслав Лапочкин.