Оригинал, который анонсировали как первую в мире настольную игру о современном искусстве, вышел год назад. Ко второй версии экономической стратегии обновили контент и некоторые правила. Они слегка меняют механику, но для тех, кто не пробовал первый вариант, не будут существенными. Разбираться всё равно придётся с нуля.

Игровой процесс, как и любую другую стратегию с экономикой и купюрами, легче всего сравнить с "Монополией", но это "средняя температура по больнице". По факту из общего у них только поле, по которому нужно идти со старта до финиша, кидая кубик, а ещё карточки, которые олицетворяют произведения искусства вместо заводов и пароходов, и наличие местной валюты.

"Главный экспонат 2.0".

"Главный экспонат 2.0".

Предоставлено авторами, "Metro"

Фото:

В самом начале игрокам (рекомендуемое количество от 3 до 7 человек) выдаётся небольшая сумма, которой особо не на что не хватит: буквально на пару-тройку "простеньких" картин из современных галерей. Но стартовый капитал можно приумножить.

Смысл игры – продвигаясь вперёд, собрать картины из одной коллекции (их несколько, в каждой – по 10 произведений). Перед началом игроки вытягивают бланк с названием коллекции случайным образом. Все десять творений для общей победы "искать" необязательно: главное – заполучить больше, чем у других. И да, представленные картины абсолютно реальны, выставлены в российских галереях и даже доступны для покупки.

Как играть

Основных механик, очень условно, пять. Механика номер один: двигаясь по полю и попав на клетку "Коллекция", берём карточку из соответствующей стопки. В ней – краткое описание произведения современного искусства, его иллюстрация и цена, а также название коллекции, к которой она относится. Вытянули нужную карту? Покупаете (или нет, если нет денег)! Выпала другая? Тоже можете приобрести её и потом с выгодой перепродать другим игрокам.

Механика номер два: выпало поле "Квиз" – берёте карточку в одной из трёх стопок (отличаются цветом). Разная сложность вопросов о современном искусстве – разный выигрыш или проигрыш. Штрафы за неправильный ответ тоже есть.

"Главный экспонат" первого издания.

"Главный экспонат" первого издания.

Предоставлено авторами, "Metro"

Фото:

Третья механика: поле и колода "Событие", которые копируют всё ту же "Монополию" – вас либо премируют, либо штрафуют с разными обоснованиями. Делать ничего не надо.

Четвёртая: "Задание" – вот здесь как раз понадобится активность. Обычно на карточке изложена история, связанная с искусством, а вам нужно, к примеру, её пересказать в обратном порядке за минуту. Или объяснить название картины, чтобы другие её угадали.

Наконец, последняя механика: аукционы и торговля. В них всё примерно так же, как в "Монополии": выкупайте чужие карты, с выгодой продавайте то, что есть, и так далее.

Наши впечатления

Очевидно, что все манипуляции с картами и путь до финиша (очень короткий, в отличие от стандартных, закольцованных экономических стратегий с их фактической бесконечностью) – лишь антураж для главной цели игры: образовательной. Погружаться в "Главный экспонат" без смартфона не советуем: на картах с произведениями (и много где ещё) есть QR-коды, которые ведут в местную "арт-википедию", где вам подробно расскажут о каждой картине. Читать интересно – разумеется, вслух!

Детям особенно понравились "блицы" – они узнали "Чёрный квадрат" Малевича и выучили "Постоянство памяти" Дали. Да и могут теперь козырять разными художниками, картины которых видели в одном из петербурсгких музеев современного искусства в виде репродукций.

В процессе игры.

В процессе игры.

Святослав Тарасенко, "Metro"

Фото:

Но рассказами о творцах дело не ограничивается, хотя их здесь много: Артём Филатов, Вова Перкин, Олег Хвостов, Ирина Дрозд, Анна Черепанова, Иван Симонов, Алиса Горелова, Алина Глазун, Михаил Левиус и другие... Если вы, как обыватель, пытаетесь судорожно понять, кто все эти люди, обязательно познакомитесь с ними "поближе" и, возможно, выйдете в реальный мир искать их работы на экспозициях. Есть и ещё одна опция, для искушённых: вы можете купить картину в реале, а не в игре (по той же ссылке в QR-коде). Вдруг финансы позволяют.

Что в итоге

В целом девиз "Главного экспоната" – тот самый знаменитый, не про победу, а про участие. Фактически финальный подсчёт очков – формальность (по крайней мере, так было у нас). Игровой процесс затягивает сам по себе, а большое количество карточек делает реиграбельность высокой (мы в первый раз не освоили даже треть). Ну и постоянное изучение произведений искусства по ссылкам и текстам с непременным уходом в онлайн-энциклопедию позволяет растянуть удовольствие. Даже если вы не фанат настолок, это очень интересный опыт и отличный подарок.