Традиционно с 1 по 3 июня в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой проходит набор учащихся в первый балетный класс, соответствующий пятому классу общеобразовательной школы.

Накануне этого важного события корреспондент Metro встретился с ректором учебного заведения  - народным артистом России, лауреатом Государственных премий Николаем Цискаридзе. Последнее интервью для нашего издания Николай Максимович давал еще в должности исполняющего обязанности ректора Академии. За это время прошло немало изменений и в жизни самого руководителя, и в деятельности руководимой им Школы. Вот с этих изменений и началась наша беседа в кабинете ректора.

-  В ноябре 2014 года прошли выборы ректора Академии, за которыми наблюдали за рубежом,  в Министерстве культуры РФ, и во всей балетной общественности.  Результат говорит сам за себя: 241 голос «за» и только 16 «против», - рассказал Николай Цискаридзе, который с того времени стал полноправным ректором Академии. - Причем, я пришел в учебное заведение, в котором никогда не учился, но с ним была связана судьба моих педагогов, сыгравших огромную роль в становлении меня не только как артиста, но и как человека.

Наверное,  пришлось делать какие-то преобразования?
-  После министерской проверки нарушений было выявлено достаточно. Отмечу одну деталь, связанную именно с Петербургом, отмечу с горечью. Здесь очень медленно ведется работа с документами. Мне говорят - это такая особенность города. А я считаю, что во всем есть человеческий фактор.

Завистники были?
- Знаете, лучше всех на эту тему сказала  Коко  Шанель: «Мне совершенно безразлично, что вы обо мне думаете, так как я о вас не думаю вовсе». Главное было не сплоховать перед самим собой и показать, что я могу проявить себя во вверенном мне государством одном из важнейших вузов страны.

Самая большая проблема?
- Вы знаете, недавно к нам в Академию приезжала заместитель председателя Правительства  Российской федерации Ольга Голодец с вице-губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Кирилловым. Ольга Юрьевна шла по центральной лестнице, и  обратила внимание коллег на списки с фамилиями выпускников Академии на стенах. Я попросил заметить, что нашему учебному заведению пошел 278 год: и каждый год  в свет выходило разное количество выпускников. Это как с урожаем, который не может рождаться каждый год одинаково. К сожалению госзадание, которое получает Академия, не всегда соотносится с реальной жизнью. У нас большая проблема с детьми, которые родились в 1998-1999-2000 году.

Почему?
- В России в те годы был демографический провал. И детей, рожденных в этот период, значительно меньше в классах, чем в другой временной промежуток. Это касается в равной степени как мальчиков, так и девочек. Вот с этим, к сожалению, приходится жить.

Вы как -то поменяли репертуар для учащихся?
- Да. Со своей стороны я предпринял шаги, чтобы дети осваивали совершенно новый репертуар: шедевры мировой хореографии не рискует брать ни одна балетная школа в мире, а мы это сделали. Педагоги доказали, что мы умеем работать:  у нас не один, а два состава на сложнейшие постановки.

Когда выпускные экзамены?
- Традиционно они пройдут на сцене Мариинского театра 11, 13 и 18 июня. В этом году у нас очень сложная программа. Но говорю вам об этом с большой гордостью! В моей жизни огромную роль сыграла Марина Тимофеевна Семенова. Она самая первая и любимая ученица Агриппины Яковлевны Вагановой, на протяжении всей своей жизни была не только блистательной танцовщицей, но и великолепным педагогом. Одной из главных ролей ее была Аврора в балете "Спящая красавица". Мы посвятим Марине Тимофеевне первый акт, покажем «Спящую красавицу», так как в этом году 90 лет со дня первого выпуска А.Я. Вагановой. Во втором акте хотелось бы повторить спектакль, который мы оттанцевали в ноябре прошлого года в честь 110- летнего юбилея со дня рождения нашего выпускника Джорджа Баланчина, «Вариации на тему «Раймонды». Балет до этого не ставился в России. Баланчин взял хореографию Мариуса Петипа и поставил свою версию на тему «Раймонды». В третьем акте зрителей ждет вообще удивительная работа - сюита из балета "Лауренсия". Этот шедевр был поставлен в Мариинском театре для другой любимой ученицы Вагановой - Натальи Михайловны Дудинской – одним из реформаторов мужского классического танца Вахтангом Чабукиани.  В сюите будут использованы не только классические, но и характерные танцы. И я стараюсь нашим выпускникам объяснить их важность.

Не собираетесь привезти эту программу в Москву?
- Идея такая есть. Во всяком случае, очень надеюсь на поддержку государства, частных лиц и после трех выступлений  в июне в Мариинском хотим приехать в Москву, чтобы показать всю выпускную программу на сцене Большого Кремлевского Дворца. С 1989 года в столицу Академия еще не приезжали таким большим составом и с такой балетной программой, исключительно только с концертами.

Когда в этом году пройдет набор?
- Традиционно, 1, 2 и 3 июня. Ребята заканчивают 4-й класс в обычной школе, после чего проходят у нас три тура. В первом туре мы смотрим на балетные данные девочек и мальчиков. Второй тур - медицинский. Заниматься балетом могут только абсолютно здоровые дети. В третьем туре мы уже более внимательно смотрим на тех детей, кто сумел пройти первые два тура, и делаем окончательный выбор. В июле у нас начнется прием абитуриентов, которые хотят получить высшее образование. Учим по нескольким направлениям. Есть исполнительский факультет, факультет балетоведения.  Готовим балетмейстеров, педагогов-репетиторов, менеджеров. Так что смотрите полную информацию по приему на сайте Академии и приходите!

Хочу узнать ваше мнение о скандале с "Тангейзером", поскольку разговоры о нем не прекращаются и по сей день?
- Знаете, у меня очень консервативные взгляды, за что меня частенько ругали ваши коллеги. Вообще я очень сложно отношусь к коверканию чужого творчества. Мне, например, нравится Эрмитаж в том виде, в котором его задумали и построили. Мне совершенно будет не интересна Даная с современной прической. Я частенько привожу пример. Знаете ли, откуда появились импрессионисты? А всё ведь достаточно просто. Появилась фотография. А все великие импрессионисты были до этого великими рисовальщиками. Один мог нарисовать портрет в манере Рафаэля, другой в манере да Винчи. С появлением фотографии их профессия потеряла  актуальность. И чтобы сохранить себя в профессии, каждый создал свой мир. И это прекрасно. Знаете, чтобы сделать свое, надо изначально освоить классическую манеру.  Я много чего повидал на сцене: и голых, и нецензурно выражающихся. Виртуозность режиссера заключается в том, что, взяв самый что ни на есть известный сюжет, допустим о Гамлете, в тех же декорациях, с теми же ремарками Шекспира, он поставил совершенно мне нескучный 4-х часовой спектакль. И тогда я скажу: он – действительно мастер! Есть еще одна проблема. Если вы ставите спектакль на свои деньги, вам претензии предъявить никто не сможет. Ваши деньги в конце концов! Но если вы ставите на государственные, то будьте готовы, что придется отчитываться. И в завершении своего ответа скажу следующее. А многие ли знают, что к "Тангейзеру" Вагнер написал не только музыку, но и либретто. И он конечно же знал, что хотел сказать своей оперой. Согласитесь - это козырь. Вагнер подчеркивал, что есть язычество, есть христианство: а между ними есть борьба. И еще хочу одну вещь добавить. Не дай Бог, они посмели бы так оскорбить какую-либо другую конфессию. Представляете, что бы с ними сделали! Поэтому всех христиан, которые возмутились, я прекрасно понимаю.

Почему на ваш взгляд сейчас мало снимается художественных фильмов о балете?
- Не соглашусь с вами. Только сейчас снимается три картины. Алексей Учитель - о Матильде Кшесинской, Валерий Тодоровский - о девушке, которая после окончания Школы пришла, насколько я понимаю, в Большой театр. Третья картина - сериал. В нем снимается Лиза Боярская. Дело в том, что очень сложно подобрать артистов, которые в кадре сыграли бы балет. С точки зрения драмы, это просто разные профессии. Мы же все время молчим. Драматические тоже балетных играть не могут. У них ни пластика, ни бег не соответствуют, да и сидят они по-другому. Всё вместе в кадре это выглядит грубо. Для меня лучшим воплощением балетной актрисы была Галина Тюнина в роли Ольги Спесивцевой ( фильм "Мания Жизели" Алексея Учителя - ред.). И то в одном эпизоде, когда показали ее крупный план, как она побежала по коридору, было очевидно, что она не из балетных. Всё! Эта сцена выдала Галю, что она не танцовщица.

А "Черный лебедь"?
- Это вообще издевательство над моей профессией.

Прошло 9 мая. Где вы праздновали День Победы?
- Традиционно в Москве.  Вечером был на салюте. Зрелище, скажу вам, завораживающее. В этом году к 70-летию Великой Победы  мы подготовили книгу «Военные хроники ленинградского балета». Её автор Лариса Абызова, доцент кафедры балетоведения, собрала воедино обширные сведения о ленинградском балете в героические годы Великой Отечественной войны. 6 мая в Академии на торжественной встрече мы вручили это уникальное издание с большим количеством редких фотографий и документов нашим ветеранам.